Елена Краснокутская
Проблемы сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Проблемы сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста».
Мне очень повезло, что используя уникальные возможности нашего детского сада МБДОУ № 34 «Родничок», где созданы все условия для творческой работы с малышами, я вновь и вновь погружаюсь в сказочный мир детства, в это самое благоприятное время для сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста.
Публикация «Проблемы сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Начав работу над проблемами сенсорного развития, я изучила исследования Л. Н. Павловой, Е. Б. Пилюгиной, Л. А. Венгер, где освещаются основные вопросы сенсорного развития детей 2-3 лет, их психические возможности и педагогические условия познавательного развития. Изучение дошкольной литературы, периодических дошкольных изданий, позволило мне создать в нашей группе «Ласточка» уголок сенсомоторного развития. Он предназначен для стимуляции сенсорных функций, развития мелкой моторики, снятия психоэмоционального и мышечного напряжения,
активации мышления, внимания, памяти, повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности малышей. Основные принципы организации уголка: доступность, безопасность, креативность. Перед первым приходом каждого ребенка в нашу группу я проводила беседу с их родителями. В ходе бесед я старалась узнать, чем увлекается их малыш, к чему проявляет склонности, способности. Это позволило мне учесть мнение всех детей группы. Я проанализировала имеющееся оборудование и материалы с точки зрения их привлекательности и развивающегося потенциала. Чтобы они не переставали стимулировать развитие детей, примерно один раз в два месяца часть материалов заменялись новыми.
В результате проведения обследования на начальном этапе мною было выявлено, что не все дети владеют эталонами величины, формы и цвета. Я разработала перспективный план проведения образовательной деятельности по сенсорному развитию, основанной на главных дидактических принципах, таких как, доступность, последовательность, систематичность. При ее организации в первую очередь я учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей. Главным развивающим приемом является, дидактическая игра. Она делает этот процесс более легким и занимательным. Для создания дидактических игр по сенсорному развитию я использовала самый доступный и простой материал, привлекала к этой творческой работе родителей. В результате был создан целый ряд новых игр, способствующих умственному развитию детей раннего дошкольного возраста, таких как:
«Веселый ежик» цель: учить подбирать к ежикам колючки (прищепки, соотнося их по цвету путем приложения.
«Волшебные башмачки» цель: развивать тонкие движения кончиков пальцев рук.
«Собери ягоды в корзину» цель: учить соотносить цвета разнородных предметов (положить ягоды в корзины).
«Морские камешки» цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
Большое внимание я уделяла детям с низким уровнем сенсорного развития. В работе с родителями этих детей использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное развитие ребенка в детском саду и дома» - консультации, памятки, тематические выставки. Постепенно дети стали более активны, охотно выполняли задания.
Выполнение программных задач по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста группы «Ласточка» на начало учебного года.
В конце учебного года я провела итоговый мониторинг. Результаты стали успешными: дети с низким уровнем сенсорного развития поднялись до среднего. В нашей группе есть дети, которые опережают своих сверстников. С такими одаренными детьми необходимо и дальше вести работу с целью расширения их кругозора и творческих возможностей.