дарья лукьянцева
Проблемы постинтернатного сопровождения выпускников и их решения
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы постинтернатного сопровождения выпускников и их решения.
Лукьянцева Дарья Артуровна
воспитатель КОУДС
«Адаптивная школа-интернат №5»
В начале самостоятельной жизни дети-сироты, лишенные возможности общения с близкими людьми и не имеющие опыта эмпатийного общения, жившие в регламентированной системе, сталкиваются со специфическими трудностями. Например, им сложно строить отношения с людьми, трудности у них вызывает и чувство ответственности, он боятся ее брать, еще сложнее им следить за своим здоровьем и за финансами. Все выше перечисленное дает человеку семья, и наша задача научить его этим на наш взгляд бытовым и повседневным вещам. [1]
Публикация «Проблемы постинтернатного сопровождения выпускников и их решения» размещена в разделах
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Воспитанники с нетерпением ждут момента, когда им предстоит покинуть детский дом или школу-интернат. Однако после того, как они покидают учреждения, у них начинаются проблемы, такие как:
- безразличие к своему будущему (они ни где ни работают и не учатся);
- потеря жилья и денег, имеющихся на личном счете (часто ребята становятся жертвой мошенничества);
- искушение алкоголем и наркотиками;
-отсутствие эталона подражания (не на кого ориентироваться, строя свой образ);
-недостаточная информированность, незнание возможностей профессионального старта (прав, способов освоения профессии, самих профессий);
- правонарушения.
Находясь на государственном обеспечении, ребенок получает все блага без особых усилий, поэтому выпускники сиротских учреждений испытывают большие трудности при необходимости самостоятельно решать вопросы, которые до этого момента не осознавались или казались неважными. Дети из учреждений интернатного типа вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. Трудовые навыки выпускников ограничиваются набором элементарных умений: заправка кровати, уборка помещения, штопка носков, чистка зубов и пр. – не сложнее этого. Они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами. В любой ситуации общения – на работе, с соседями, в транспорте и пр. – они способны критично и резко высказать все, что думают о людях, обстановке, самой ситуации, даже небольшие недоразумения могут стремиться разрешить с помощью драки и агрессивных выпадов. Уровень ответственности выпускников необычайно низок. У них нет малых и дальних целей, так как их ближайшая цель – прожить день. Часто они могут проспать и не пойти на работу, а затем просто просидеть дома, так как не знают, как им дальше быть. Такое упрощенное восприятие жизни им удобно и привычно. [3]
Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.
Выпускникам интернатов приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи, в возрасте 15–16 лет. Учитывая все вышесказанное, необходимо, чтобы хотя бы в первые 2–3 года после выхода из интерната бывшим воспитанникам оказывалась поддержка в виде постинтернатного сопровождения в целях их успешной адаптации в новой социальной среде. Но начинать это сопровождение важно в тот период, когда ребенок еще находится в стенах интерната, за год до выпуска. Очень важно диагностировать ребенка, проводить мероприятия, связанные на коррекцию его эмоционального фона, проигрывать бытовые ситуации, которые возможны при выпуске из интерната и т. д.
Между выпускником и сопровождающим должно быть наличие партнерских отношений, предусматривающих равнозначность и демократичность участников с разным их участием в проектировании, организации и осуществлении совместной деятельности. Проблема социальной адаптации и успешной интеграции выпускников закрытых государственных учреждений существовала с самого начала их создания. Острота вопроса во многом зависела от уровня заботы в самих интернатных учреждениях, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе. В нашей стране самый сложный период в социальной адаптации выпускников государственных учреждений для детей-сирот пришелся на конец 90-х гг. Старый механизм интеграции рухнул вместе с социалистическим строем, а новый был еще не создан. [2] В наше время этот вопрос очень сильно двинулся с точки и дает уже первые плоды. В интернатах и детских домах активно стали открываться тренировочные квартиры. Дети в интернатных учреждениях никогда не знали ни родительского тепла в семье, ни обычной нашей с вами жизни в квартире. Как это – готовить и убирать самим, планировать бюджет, платить за услуги ЖКХ, по магазинам ходить? Проект «Тренировочная квартира» как раз всему этому и призван научить.
Какие цели перед собой ставит данная «Тренировочная квартира» :
-создание условий, обеспечивающих успешное вхождение молодых людей в самостоятельную жизнь и первичную адаптацию к новым условиям.
-комплекс мер для максимального развития потенциала воспитанников организации для детей-сирот, в целях их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.
Таким образом это новый инструмент, для того чтобы специалист мог выстраивать отношения с выпускником и на начальном этапе помогать в решение сложных ситуации при выпуске.
Показателями успешной социальной адаптации выпускника интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:
1. Выпускник владеет навыками общения со старшими, сверстниками и младшими.
2. Соблюдает культуру поведения в общественных местах, умеет правильно вести себя в различных ситуациях.
3. Психоэмоциональная устойчивость, адекватность восприятия непредвиденных ситуаций.
4. Способность к саморегуляции.
5. Знает свое тело, умеет ухаживать за ним, имеет навыки самообслуживания.
6. Владеет навыками оказания первой медицинской помощи.
7. Умеет вести домашнее хозяйство.
8. Следит за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Умеет создать свой стиль в одежде.
9. Имеет знания по уходу за детьми, умеет строить и планировать семейную жизнь.
10. Сформированы профессиональные интересы, ориентирован на определенный вид профессии, имеет цель в жизни.
11. Является законопослушным гражданином РФ, имеет знания о своих правах и обязанностях. [4]
Чтобы воспитанник, выйдя из стен детского дома, мог с достоинством справиться с любыми трудностями, найти разумный выход из любой жизненной ситуации, он должен иметь хорошую специальную ориентировку, практический ум, быть общительным, овладеть нравственной и правовой культурой, уметь все делать для себя и прийти на помощь окружающим, а также быть способным к творчеству в той сфере, которую он изберет для своей профессиональной деятельности. Ему важно помочь выработать ясно осознанную цель в жизни, не потеряв своей индивидуальности, то есть успешно социализироваться. Таким образом, организация постинтернатного сопровождения на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешной социализации.
Список литературы:
1. Владимирова Н. В., Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. – М. : Генезис, 2007. – С. 7–8.
2. Дорохова Т. С. [и др. ] История социальной педагогики: учеб. / под ред. М. А. Галагузовой. – М. :
3. Воспитание и развитие детей в детском доме. (свободный источник)
4. Колегова О. А., Бершауэр Л. Ф., Фрисс Н. В. Программа по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников «ДОРОГА ЖИЗНИ». – Сухой Лог, 2012. – URL : www.domdeti.slog.su