Андреева Кристина
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.
[/b]
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
Публикация «Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе „Пересказ сказки В, Сутеева „Кораблик“ с использованием опорных схем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сутеев В.Г.
- «Кораблик», Сутеев
- Темочки
Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
Образовательные:
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.
Развивающие :
Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.
Оборудование: опорные схемы, сказка В. Сутеева «Кораблик».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети отгадывают загадку про дружбу:
Педагог: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный. (друг).
II. Основная часть.
1. Подготовка к восприятию текста
В: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?
2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.
- Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
3. Содержательный и языковой разбор текста
Беседа по содержанию сказки, словарная работа.
В: О ком рассказывается в этой сказке? (эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке)
Дети: (ответ)
В: Что придумали друзья? (Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.)
Дети: (ответ)
В: Как они построили кораблик? (Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик)
Дети: (ответ)
В: Чем заканчивается сказка? (Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли)
Дети: (ответ)
В: Какими словами? (И не догонишь)
Дети: (ответ)
В: Каким показан лягушонок в этой сказке? (Хвастливый, насмешливый, озорной.)
Дети: (ответ)
В: А его друзья какие? (Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.)
Дети: (ответ)
В: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?» (Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.)
Дети: (ответ)
В: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать : Один за всех, все за одного? Перечислите.
Дети: отвечают.
В: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?)
Дети: Нет.
В: Почему нет, объясните. (Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.)
Дети:
В: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать : Один за всех, все за одного.
В: Молодцы, ребята.
4. Лексико-грамматические упражнения по тексту:
Игра «Назови ласково»
В: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.
Игра «Скажи похоже»
Думать – размышлять, обидеться – расстроиться, хохотать – смеяться, принести – притащить,
5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)
В: Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала.
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли в бассейн.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. (Не в бассейн, а на речку)
Дети: ответ
В: (читает дальше).
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали. (Чуть было не захлебнулся)
Дети: ответ
В:
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик! (И построили кораблик)
Дети: ответ
В:
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь! (Не поплакать, а посмеяться)
Дети: ответ
В: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать! Физкультминутка.
6. Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно.
Освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один.
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Имитация движений по ходу чтения
7. Моделирование сказки с помощью опорных схем
(Педагог показывает серию опорных схем к сказке. Среди них есть схемы, которые не подходят к данной сказке).
В: Посмотрите на схемы. Все ли схемы подходят к нашей сказке? (В сказке не было Паучка и Котенка. Эти картинки лишние.)
Дети: ответ
В: Уберем лишние схемы. Кто пошел гулять? Куда они пришли? (Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку)
Дети: ответ
В: Отберите эту схему.
В: Кто прыгнул в воду? Что он сказал? (Лягушонок.)
Дети: ответ
В: Отберите эту схему.
В: Почему остальные не стали купаться? (Они не умеют)
Дети: ответ
В: Отберите эту схему.
В: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок? (Он сказал : «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.)
Дети: ответ
В: Найдите эту схему.
В: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка? (Они обиделись и начали думать)
Дети: ответ
В: Отберите схему.
В: Что принесли Цыпленок и Мышонок? (Листочек и ореховую скорлупку)
Дети: ответ
В: Отберите эту схему.
В: Что притащил Муравей? Жучок? (Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку)
Дети: ответ
В: Отберите эту схему.
В: Что построили друзья? Что они сделали потом? (Кораблик. Столкнули в воду и поплыли)
Дети: ответ
В: Отберите схему.
В: А что в это время делал Лягушонок? (Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь)
Дети: ответ
8. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.
а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.
б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)
III. Заключительная часть
В: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка? (Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик)
Дети: ответ
В: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?
(Ответы детей)
В: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: трафареты героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.