Светлана Сенникова
Автоматизация звуков в речи у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Автоматизация звуков в речи у детей с ТНР».
В процессе формирования звукопроизношения имеет значение :
- слух и фонематическое восприятие;
- моторика речевого аппарат, т. е. подвижность органов речи – язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть.
Поэтому, слух является непременным условием формирования речи. ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.
Публикация «Автоматизация звуков в речи у детей с ТНР» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребенка. Звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Про таких детей родители говорят : «Он у меня может произнести звук, но он не хочет правильно говорить». Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребенка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия.
Также чистая речь зависит и не только от фонематического восприятия. Для того, чтобы точно воспроизвести совершенным речевым аппаратам, чтобы органы речи были достаточно подвижны и пластичны для произведения артикуляционных движений.
Дети отличаются друг от друга, как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недостаточного для них звука. Другие дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы они смогли произвести необходимое речевое движение.
Произношение звуков нужно обязательно закрепить в речи ребенка. Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой дефектный звук.
Закрепление звука включать в себя три момента.
1. Звук нужно АВТОМАТИЗИРОВАТЬ, то есть довести его произношение до автоматизма. Это делается с помощью речевых тренировок.
2. После того, как звук автоматизирован на занятиях, его нужно ВВЕСТИ В ПОВСЕДНЕВНУЮ РЕЧЬ РЕБЕНКА.
3. Звук нужно ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ, то есть разграничивать его произношение от того неправильного произношения, которое было у ребенка прежде. Это особенно важно сделать, когда звук заменялся на какой-нибудь другой звук.
Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.
Автоматизация звуков будет описываться на примере звука [Р].
Ребенок должен повторять вслед за вами предложения, в которых неоднократных встречается автоматизированный звук, например: У Иры на террасе красные розы. Укроп растет в огороде. Скоро вечер.
Произношение звуков в самостоятельной речи ребенка.
С этой целью можно использовать очень разные задания.
- Ребенок может составлять предложения по картинкам.
- Он может пересказывать тексты и при этом следить, чтобы всегда выговаривать звук [Р].
- Он может рассказывать вам о событиях прошедшего дня, также постоянно контролируя свое произношение.
-Ребенок следя за своим произношением, может комментировать совершаемые им действия (например, когда лепит или рисует).
- Вы можете наговорить ребенку на диктофон слоги, слова, предложения.
- Вы постоянно должны исправлять неправильное произношение ребенка и напоминать ему, что он должен следить за своей речью.
Правила автоматизации звуков.
• Произношение звука закрепляется сначала в более легких произносительных позициях, затем – в более сложных.
• Слова для автоматизации звуков ребенок должен повторять вслед за вами или произносить по картинке (на которой изображен соответствующий предмет).
• В словах не должны встречаться звуки, которые ребенок произносит неправильно. Исключение можно допустить только тогда, когда ребенок не выговаривает большое число звуков, и подбирать для него подходящие слова очень трудно. Это не относятся к произношению предложений.
• На первых порах, в словах не должно попадаться того звука, на который раньше ребенок заменял поставленный звук (например, если звук [Р] произносится как [Л], нельзя использовать слова, в которых оба эти звука присутствуют одновременно: рулон, коралл и т. д.).
• В начале работы над каким-либо звуком в словах не должно встречаться других звуков, относящихся к этой же группе. Например, если вы автоматизируете звук [Р], в словах, которые вы используете, не должно быть других сонорных звуков [Л, Й, Р`, Л`]. Это же правило относится к свистящим, шипящим и заднеязычным звукам.
• Слова, которые вы используете, не обязательно должны быть знакомы ребенку, их значение вы можете объяснить ему по ходу занятия.
• Как только ребенок начинает легко справлялся с одним видом упражнений, сразу же переходите к другому – более сложному.
• Для тренировки произношения полезно бегло вспоминать пройденный материал.