николаева елена
Автоматизация звуков в речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Многих детей, обучающихся у логопеда, объединяет одна проблема: поставленные звуки очень долго автоматизируются в речи. Т. е. изолированно звук ребенок уже может произносить, а в свободной речи звук не употребляет, или употребляет только по напоминанию родителей или логопеда; не все могут научиться слышать свою речь, правильно ее воспринимать. Период автоматизации звука является важным в коррекции звукопроизношения и случается так, что растягивается на месяцы, а то и годы.
Этапу автоматизации в логопедической работе отводится достаточно продолжительное время.
Публикация «Автоматизация звуков в речи ребенка» размещена в разделах
Очень важно, чтобы родители не только обратили внимание на особенности развития своего ребенка, но и сумели принять их. Что значит принять? Принять – это сказать себе и близкому окружению: "Да, у моего ребенка есть особенности, и я хочу ему помочь". Принять – значит протянуть своему ребенку руку помощи, вселить в него уверенность в собственные силы, нацелить на успех. Нам, взрослым, необходимо научиться с уважением относится к индивидуальным особенностям и потребностям ребенка, и тогда помощь, оказываемая взрослым, будет эффективной и своевременной.
Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении. Постепенно повышать темп речевых упражнений. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, а затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, чистоговорок.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Можно использовать компьютерные технологии и разнообразные печатные и словесные дидактические игры. Конечно, у родителей нет специально приобретенных карточек, игр на закрепление звукопроизношения, но самое главное ребенок должен чувствовать, что занятия – не скучная, неизбежная повинность, а интересное увлекательное дело. Учитывая это, необходимо превратить сложнейший процесс автоматизации звука в игру, используя наглядность и специально подобранный речевой материал. Например, можно нарисовать вертолет и сказать ребенку : «Набери полную грудь воздуха, заведи мотор и посади вертолет точно на аэродром». Ребенок приложит максимум усилий, для того чтобы его вертолет долетел до аэродрома.
Автоматизируя звук, необходимо развивать все стороны речи ребенка. Это дает дополнительный материал для игр и их разнообразия.
В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог (взрослый) должен:
— нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;
— постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т. д., артикуляционной или жестовой подсказкой:
• губы «в улыбке» или кисть руки внизу;
• губы «рупором» или кисть руки поднята вверх;
— отметить качество произношения во время общей оценки ответа;
— следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре и т. д.)
— стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что ты должен вместе с ним последить за звуком»);
Скорость введения звуков в речи зависит прежде всего:
1. От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия-это логопедический термин и говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работы органов артикуляции. Т. Е. нервная клетка, которая обеспечивает движения данной мышцы еще не достаточно созрела, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет.
2. От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.
3. От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности, т. е. самоконтроля и сознательном управлении своими действиями.