Татьяна Гибадулина
Активизация словаря детей раннего возраста с использованием метода «живой» картинки
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе дошкольного воспитания одним из главных приоритетов является воспитание и развитие ребенка раннего возраста, так как этот возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
В своей разновозрастной группе, где дети от полутора до трех лет, я занимаюсь по разделу «Развитие речи», уделяю особое внимание работе с картиной. Учитывая увеличивающееся число детей с проблемами звукопроизношения и задержкой развития речи, я поставила перед собой задачу активизировать речь детей младшего возраста, пополнить их активный словарь через работу с сюжетной картинкой.
Публикация «Активизация словаря детей раннего возраста с использованием метода „живой“ картинки» размещена в разделах
- Живые картинки. Пособия для развития речи
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Навык осознанного чтения, умения логически выстраивать свои высказывания появляется не сразу и не на пустом месте. В раннем возрасте этот навык развивается благодаря целенаправленной работе с иллюстрациями — рассматриванию картинок и бесед по ним.
Опираясь на более ранний период, когда детей прежде знакомила с предметной картинкой, учила рассматривать и отвечать на вопросы. Учла, что при работе с картиной, очень сложно долго удерживать интерес и внимание малышей. Поэтому вначале своей работы, я подобрала несложные, понятные для них сюжетные картинки, на которых изображены дети, выполняющие определенное действие. Например, мальчик держит в руках флажок, подбрасывает мяч, девочка качает куклу и т. д. Понятными они будут для них потому, что все их сюжеты обращены к пока еще небогатому личному опыту ребенка, а тексты крайне просты и дают возможность малышу повторять звукоподражания, отдельные слова и короткие фразы.
Детей сначала знакомлю с картинкой, рассматриваем, отвечаем на вопросы, а после дети выполняют действие, изображенное на картинке. Для этого подбирала к каждой сюжетной картинке соответствующую игрушку или предмет, дети, используя их, изображают, передают своим действием ее содержание. Такие занятия детям нравятся, их речевую активность стимулирует желание после рассматривания и ответа воспроизвести самому действие. Детей необходимо постепенно вести от восприятия и понимания одного действия, выполняемого одним героем, к рассматриванию картин с более сложным сюжетом. Далее по работе с картинкой идет усложнение сюжета, где два или три персонажа, и их действия различны. Дети также активны и занимаются с большим желанием, так как свои переживания ребенок охотнее претворяет в речь, рассматривая сложную картинку. Можно сделать вывод, что работа по картине с использованием двигательных моментов, очень ценна для развития детей. Она помогает формировать первичные представления о предметах, их качеств (формы, цвета, величины, способствует развитию внимания, памяти, активизирует словарь детей. Рассматривание сюжетных картин дает неоценимые возможности для развития речи ребенка, так как он учится отвечать на вопросы. А умение отвечать на вопросы помогает в дальнейшем научить малыша составлять короткий рассказ по картине.
Методика развития речи располагает множеством приемов, педагоги нашей группы успешно их используют, но также я считаю эффективным метод «живой» картинки. «Живые» картинки не имеют широкого распространения, потому что их не так уж просто изготовить человеку, не умеющему рисовать, но они очень удобны в работе, дети их рассматривают с неослабевающим интересом.
Детей раннего возраста на занятиях по развитию речи вначале легче заинтересовать показом игрушек, чем картинок. Проводить инсценировку тоже проще, чем вести рассказ по картинке. Поэтому я решила создать картинки с меняющимся содержанием нарисованного. Тогда для проведения рассказа можно пользоваться не многими, а одной картинкой, меняя персонажи по ходу самого рассказа. Картинки как бы оживают, меняют, неожиданно для ребенка, свой вид и поэтому получили название «живых» картинок.
Для изготовления «живой» картинки нужен фон, т. е. крупная картинка, изображающая сад, двор или улицу, лес – словом, то место, где происходит действие. В разных местах этой картинки (она должна быть наклеена на картон) делаются горизонтальные разрезы, в которые вставляются нужные фигурки. Взрослый, продолжая рассказ и не переставая обращаться к детям, чтобы не отвлекать их внимание, поворачивает картинку к себе лицом, вставляет требующуюся по ходу рассказа фигурку и снова поворачивает, уже измененную, к детям. Изменения можно достигнуть и другим способом: перед наклеиванием картинки на картон можно заранее с трех сторон прорезать имеющиеся на картоне двери дома, шкафа, калитку, если они есть на картинке, а за дверью, окном, или калиткой подклеить другие фигурки, которые будут обнаружены детьми, когда дверь откроется. Так, можно рассказать о том, что девочка выглянула в окно, открыть это окно и показать выглядывающую девочку. По ходу рассказа можно открыть дверь, и дети увидят стоящую за дверью маму, которая пришла звать девочку.
Для изготовления своих пособий собирала иллюстрации, картинки и после их применяла для нужного мне сюжета, наклеивала их на фон. Так я упростила работу по изготовлению «живой» картинки, мне не пришлось рисовать. И другим желающим, применить в своей работе «живую» картинку, я советую собирать подходящие иллюстрации.
Для детей постарше сюжеты для картинок брала : «Птичий двор», «Прогулка по лесу», «Времена года», «Корзина с игрушками (фруктами, овощами)», для малышей сюжет упрощала, брала меньше предметов, героев. Также использовала «живую» картинку для рассказывания знакомых детям сказок: «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка». Такие картинки сразу же привлекают детей тем, что меняют свой вид, или тем, что дети совместно с воспитателем могут менять или дополнять ее содержание. Каждая «живая» картинка может служить для двух, трех разных по содержанию занятий. Можно менять отдельные эпизоды, произвольно сокращать или увеличивать количество действующих лиц, переносить элементы одного рассказа в другой. Занятия с «живой» картинкой дает возможность много раз показывать и называть одни и те же предметы, действия, но благодаря тому, что картинка меняет свой вид, дети с интересом смотрят и слушают. Они быстрее, ярче понимают сюжет, легче могут не только описать картинку, но и составить простой рассказ.