Вера Николаевна Лесных
Акмеологическое развитие педагога в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
«Акмеологическое развитие педагога
в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения»
В. Н. Лесных, старший воспитатель МБДОУ детского сада №34 «Радость» г. Ставрополя, «Отличник просвещения РФ»
Президент РФ в своем послании Федеральному собранию отмечает, что важнейшим условием современного образования становится: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Что в образовании должны работать чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому педагоги, реализующие принципиально новую систему непрерывного образования. Образование будущего должно постоянно обновляться, формировать творческие компетенции, готовность к переучиванию и приобретению знаний в течение всей жизни для обновления профессионального пути. То есть мы – педагоги должны привить навыки непрерывного образования. Это является ключевой особенностью современного ДОУ.
Публикация «Акмеологическое развитие педагога в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения» размещена в разделах
Очевидно одно, что без развития воспитателя не может состояться и развитие ребенка. Учитель и ученик, находясь в творческом взаимодействии и сотрудничестве, должны обеспечивать успех друг другу в своей самореализации, в развитии духовно-нравственного потенциала личности. Этому способствует молодая наука акмеология. В ней человек рассматривается как субъект жизнедеятельности, способный к саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни и профессиональной деятельности. Для этого необходим педагог-акмеолог - новый тип воспитателя, который способен определять перспективы своего саморазвития, самосовершенствующийся, самоактуализирующийся, а так же способный обучить этому детей.
Каковы же основные категории характеризующие педагога-акмеолога?
1) Профессиональная зрелость - это готовность педагога к инновационной профессионально-педагогической деятельности. В структуру профессиональной зрелости педагога входят : а) профессиональная компетентность как система знаний и умений педагога; б) педагогическое мастерство как способность к творческому, нестандартному решению профессиональных задач; в) педагогическая направленность профессиональной деятельности как си-стема доминирующих мотивов работы в ДОУ, устойчивая мотивация педагогической деятельности гуманистического характера.
2) Личностная зрелость педагога - это самостоятельность и ответственность за принятие жизненных и профессиональных решений. В процессе личностного роста педагога, его самосовершенствования происходит целенаправленный самоанализ и корректировка профессионально значимых качеств личности, повышается ответственность за принимаемые решения, формируются умения прогноза результатов, умения выбора оптимальных программ действий. Личностная зрелость педагога проявляется в его способности определить свою «зону ближайшего развития» в профессиональном плане, выделить перспективные направления и варианты средств и путей расширения зон саморазвития.
3) Духовная зрелость педагога - это его жизненная мудрость, осознание необходимости жить и работать по совести и творить добро, нести любовь детям; это высокий уровень духовного развития человека, его силы духа и нравственности; это целенаправленная работа по развитию духовно-нравственного потенциала каждого ученика. Достижению духовной зрелости может способствовать формирование профессиональной компетентности педагога, с опорой на систему знаний о человеке и его развитии, на знание здоровьесберегающих технологий и акмеологии образования. Духовную зрелость педагога в контексте акмеологии необходимо рассматривать как готовность к духовному саморазвитию, как доминирование высших духовных потребностей и ценностей в структуре ценностного сознания педагога, регулирующего его поведение и деятельность.
На «пересечении» процессов духовного, личностного и профессионального развития педагога формируется его акмеологическая позиция. Такая позиция побуждает к постоянному поиску новых развивающих технологий обучения, к освоению новых способов, отходу от стереотипов в профессиональной деятельности, к объективной самооценке и рефлексии.
Акмеологическое и собственно профессиональное развитие педагога совершается наиболее интенсивно, когда он включается в инновационную деятельность Участие в ней формирует новую профессиональную позицию и новый тип педагога – педагог-акмеолог. Это специалист по развитию ребенка владеющий коррекционно-развивающими технологиями обучения, технологиями развития одаренности и творчества, имеющий методологическую культуру, методологическую компетентность в области современной философии образования, способность осуществлять не только традиционное информационно-накопительное, но и методологически ориентированное образование, необходимое человеку для умения работать с постоянно возрастающим потоком информации. Научно-педагогическая компетентность педагога обеспечивает профессионализм его деятельности, включает новые виды профессиональной грамотности: методологическую, психологическую, акмеологическую, предметно-развивающую, здоровьесберегающую.
При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей личности воспитателя с учетом следующих аспектов: 1) возрастного; 2) образовательного; 3) профессионального; 4) креативного; 5) рефлексивного. С учётом этих положений мы определили основные направления повышения профессионализма педагогов и организации методической работы в ДОУ.
В ДОУ создана и действует акмеологическая служба, основной целью которой является акмеологическое обеспечение личностно-профессионального развития педагога, посредством оказания психолого - акмеологической поддержки в личностно-профессиональном развитии; психолого–педагогическое и акмеологическое обеспечение системы подбора, расстановки, аттестации и повышения квалификации кадров. В ходе осуществляемой инновационной деятельности для педагогических работников акмеологической службой проведены научно-практические семинары, педагогические советы, психологические тренинги по подгруппам до 15 человек, практические занятия «Составление профессиограммы воспитателя по областям знаний», «Разработка личностной акмеограммы»
Педагог как субъект практической психолого-педагогической деятельности является сложной и противоречивой личностью с комплексом разноуровнево развитых качеств. Поэтому познание структуры его личностных качеств является определяющим требованием к успешному овладению педагогической деятельностью. Акмеологическая служба использует в своей работе не только исследовательские технологии, акмеологическое просвещение, но планирует и осуществляет диагностические исследования педагогов, про-изводит подбор методик для самодиагностики по изучению личностных характеристик каждого педагога. На протяжении всего периода трудовой деятельности воспитателя структура его личностных характеристик подвергается качественным изменениям, которые изучались психологом и самими педагогами с помощью самодиагностик по карте изучения личности. Такая организация диагностики позволила сделать определенные выводы каждому педагогу и определить приоритеты в своем саморазвитии по трем направлениям: профессиональное развитие, духовное развитие, личностное развитие.
Акмеологический подход в образовании предусматривает саморазвитие педагогов, поэтому нами подготовлен материал для самообразования педагогов на цифровых и бумажных носителях. Кроме этого воспитателями за-ведены папки инновации для концентрации научного, диагностического материала у каждого педагога. Также нами разработан акмеологический портфель достижений воспитателя, который основан на рефлексии, постановке новых целей саморазвития и учете педагогических успехов.
В ходе инновации в коллективе повысилась активность педагогов : - написаны и опубликованы 18 научно-практических статей в различных сборниках; - педагоги приняли активное участие в 3-х вузовских научно-практических конференциях, - разработаны и внедряются два социальных проекта; - повысился общественный статус педагогов, их участие в городских, краевых педагогических и общественных организациях, а так же кон-курсах разного уровня.
Все проведенные мероприятия позволяют педагогу познать новые научные подходы на саморазвитие, самосовершенствование и выработать у себя акмеологическую позицию. Такая позиция побуждает к постоянному поиску новых развивающих технологий обучения, к освоению новых способов, отходу от стереотипов в профессиональной деятельности, к объективной самооценке и рефлексии. Педагог-акмеолог считает слова К. Симонова своим девизом: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным».