МААМ-картинки

«Адаптируемся вместе». Консультация для родителей детей раннего возраста

Ирина Шауэр
«Адаптируемся вместе». Консультация для родителей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

И. Н. Шауэр, педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад №46 «Золотой ключик»

г. Соликамск, Пермский край

«Адаптируемся вместе»

консультация для родителей детей раннего возраста.

Цель: информирование родителей об особенностях адаптации ребёнка к ДОУ;

Ожидаемые результаты: применение родителями полученных знаний.

Публикация «„Адаптируемся вместе“, Консультация для родителей детей раннего возраста» размещена в разделах

Детский сад даёт ребёнку хорошую возможность видеться со своими сверстниками, играя и развлекаясь, в их обществе, получить необходимый опыт общения. В детском саду приобретаются определённые знания и навыки, необходимые для всестороннего развития ребёнка, а также для успешного продолжения обучения в школе, закладывается возможность для всестороннего развития, выявления интересов и способностей.

Игра «Ассоциации»

Родителям необходимо рассказать, какие ассоциации у них возникают, когда они слышат слово адаптация.

Для малыша детский сад – это новый период в его жизни. Новую обстановку и новых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем, капризами.

Когда малыш идёт в садик, в его жизни происходит масса глобальных изменений: СЛАЙД 2

ребёнок попадает в незнакомую обстановку (ребёнок до 3-х лет нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом, он перемещается в незнакомое пространство, встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей).

от него начинают требовать соблюдения режима дня и определённых правил (в д/с приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же нарушается личный режим дня ребёнка, что может провоцировать слёзы и истерики).

большую часть дня рядом с малышом нет близких людей.

он целый день общается с ребятами.

малышу приходится слушать чужого человека – воспитательницу.

Вследствие всего этого малыш в д/с испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться, поэтому может нервничать, плакать, капризничать.

Основные особенности поведения детей в период адаптации : СЛАЙД 3

Нарушения настроения

Нарушения сна

Нарушения аппетита

Понижение иммунитета

Нарушение поведения

Выделяют три степени адаптации :

легкая, когда малыш относительно легко и быстро привыкает к новым условиям (в течение 1 – 16 дней);

средняя, когда поведение малыша нормализуется в течении 20-30 дней.

тяжелая, когда малыш долго и тяжело привыкает к новой обстановке (в течение 30-64 дней) СЛАЙД 4.

Далее ведущий сообщает обобщенные результаты адаптации детей группы. СЛАЙД 5

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Вопрос родителям : как вы считаете, какие факторы или причины оказывают влияние на характер адаптации ребенка к дошкольному учреждению? СЛАЙД 6

• Круг общения

Родители нередко сужают круг общения маленького ребенка, ограничивая его членами семьи. Чем уже круг общения, чем меньше у ребенка близких людей, тем меньше опыт его общения и тем труднее ему установить контакт с незнакомыми взрослыми. А при поступлении ребенка в детский сад, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи.

• Особенности семейного воспитания

Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, лишают самостоятельности, которые не знают родительского “нельзя”. Нелегко приходится и тем детям, у которых в результате неправильного домашнего воспитания сложились отрицательные привычки поведения, как то: криком и плачем добиваться желаемого, засыпать с укачиванием, соской, есть под чтение книги и др. Дело в том, что в период адаптации “замещение” этих привычек способами и формами положительного поведения лишь усиливает стрессовые явления.

• Умение общаться со сверстниками

Совершенно непривычно для ребенка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребенок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотерапевтическим фактором.

• Культурно-гигиенические навыки и привычки

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Нередко дети 2-3-летнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и т. п.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек носит индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке, - плачет; не знает, где взять игрушку, - плачет; не привык спать без укачивания - плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади, - плачет и т. д. Поэтому так важно знать привычки ребенка, считаться с ними.

• Уровень развития речи

Немаловажное значение имеет развитие речи. Ребенок, который понимает объяснения воспитателя, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт с воспитателями и детьми, чувствует себя лучше адаптируется, чем ребенок, не владеющий речью.

• Состояние здоровья и уровень физического развития

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими.

И, наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду здоровые, физически крепкие дети. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.

• Режим дня и рацион питания

Несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка; он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

Выполнение режима дня, соответствующего возрасту ребенка, имеет важное значение для состояния здоровья и уравновешенного поведения ребенка.

Отдельно следует сказать и о рационе питания. Он должен быть разнообразным. Много недоразумений возникает, когда дома ребенка кормят однообразной пищей, избирательно, предлагают только “любимые” блюда Некоторые малыши не приучены есть обед из нескольких блюд.

• Уровнь развития ребенка.

Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует себя заброшенным и беспомощным.

Т. о., длительность адаптации во многом зависит от поведения родителей, от того, как воспитывался и развивался ребенок до поступления в ДОУ.

Рассмотрим типичные ошибки родителей :

1. Неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на д/сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, и он не мог заранее представить себе полную картину. Не стоит обвинять и наказывать ребёнка за слёзы. Родителям следует, что плаксивость это нормальное состояние ребёнка в период адаптации. От старших требуется только терпение и помощь.

2. Требование в состоянии обеспокоенности и тревоги. ( Исключите все высказывания типа: «Бедненький, в садик надо ходить!», «Как же ты в садике без мамы?» Не говорите этого сами и не позволяйте никому говорить такое малышу). Кроме того, не обсуждайте тему о том, как вы встревожены, со своими родственниками и знакомыми при ребёнке. Дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

3. Не стоит пугать его садиком: «Вот пойдёшь в садик, там тебе покажут, как не слушаться!» Малыш решит, что садик – это опасное место, где его будут ругать, наказывать. Захочет ли он туда?

4. Не критикуйте д/сад и воспитателей в присутствии малыша. Допустим вам не слишком нравится сад и воспитатель, но по каким-то причинам вы не можете выбрать другой вариант. Ваше недовольство садиком, ваш настрой может передаться ребёнку, и он будет изначально воспринимать атмосферу в д/саду, как недружелюбную. Старайтесь поменьше обсуждать садовские проблемы при ребёнке и в будущем.

5. Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы уже не так много внимания уделяют ребёнку, как раньше. Рекомендуется наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она всё также рядом. СЛАЙД 7

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившееся за день – это верный знак того, что он освоился.

Сколько будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному.

Упражнение «Адаптация».

Все участники делятся на три группы, выбрав полоску понравившегося цвета.

Каждая группа получает табличку: «Дети», «Воспитатели», «Родители», и в соответствии с полученным названием выполняют соответственную роль в игре.

Каждая группа постарается ответить на вопрос: «Чтобы обеспечить лёгкую адаптацию, надо ….» (что надо детям, как надо вести себя родителям, воспитателю, согласно своей роли. Варианты ответа записываются. СЛАЙД 8

Каждая группа рассказывает о результатах своей работы.

Рефлексия

Каждому родителю необходимо продолжить фразу: «Сегодня я понял (а) …»

Ведущий : «Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившееся за день – это верный знак того, что он освоился».

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к поступлению в детский сад

Непосредственно готовить ребенка к поступлению в детский сад следует начинать за 1-2 месяца до приема в группу.

В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Времени для этого достаточно. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Когда малыш придет в группу, он так же, как и все дети, охотно сядет за стол в определенные режимом часы кормления, будет испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей группы.

В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным.

Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать. Педагоги не смогут уделить должное внимание каждому из новеньких, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого или засыпать с укачиванием на руках, в коляске и т. д. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослым и сверстниками.

О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Можно рассказать, что там будет интересно, весело, что ему дадут много игрушек, научат рисовать, петь, танцевать и пр.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к поступлению в детский сад

Непосредственно готовить ребенка к поступлению в детский сад следует начинать за 1-2 месяца до приема в группу.

В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Времени для этого достаточно. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Когда малыш придет в группу, он так же, как и все дети, охотно сядет за стол в определенные режимом часы кормления, будет испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей группы.

В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным.

Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать. Педагоги не смогут уделить должное внимание каждому из новеньких, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого или засыпать с укачиванием на руках, в коляске и т. д. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослым и сверстниками.

О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Можно рассказать, что там будет интересно, весело, что ему дадут много игрушек, научат рисовать, петь, танцевать и пр.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

­ Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там дети гуляют и играют и т. п.)

­ Ведите себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад. Можете с гордостью рассказывать своим знакомым в присутствии малыша, что он ходит в детский сад.

­ Рассказывайте малышу, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям.

­ Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

­ Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

­ Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.

­ Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.

­ Поддерживайте отношения с воспитателями и другими родителями. Интересуйтесь с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

­ Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

­ Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с мамой. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

­ Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там дети гуляют и играют и т. п.)

­ Ведите себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад. Можете с гордостью рассказывать своим знакомым в присутствии малыша, что он ходит в детский сад.

­ Рассказывайте малышу, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям.

­ Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

­ Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

­ Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.

­ Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.

­ Поддерживайте отношения с воспитателями и другими родителями. Интересуйтесь с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

­ Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

­ Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с мамой. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» В методике обучения языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием детей в повседневной.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ» «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ»Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для него это, прежде всего, первый опыт.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный.

Консультация для родителей «Игры для детей раннего дошкольного возраста» Цель: - Расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка; - Формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его.

Консультация для родителей «Основные характеристики детей раннего возраста» Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста» Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со.

Консультация для родителей: «Воспитание детей раннего возраста в играх» Ст. воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с№44»г. Альметьевска Бондарева Светлана Анатольевна «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Коль семья вместе, то и душа на месте» Цель: Формирование практических навыков воспитания и обучения детей в семье. Содержание деятельности. Воспитатель: Дорогие друзья, подумайте,.

Консультация для родителей «Воспитание детей раннего возраста» С какого возраста начинать воспитание детей? Этот вопрос очень серьезный. Ведь некоторые считают, что заниматься воспитанием ребенка нужно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Адаптируемся вместе». Консультация для родителей детей раннего возраста
Опубликовано: 26 января 2016 в 21:10
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Адаптируемся вместе». Консультация для родителей детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шауэр в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД