Глухова Галина Петровна
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Коль семья вместе, то и душа на месте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование практических навыков воспитания и обучения детей в семье.
Содержание деятельности.
Воспитатель: Дорогие друзья, подумайте, какая все-таки удивительная вещь – ДОМ! Тут, не боясь неудач, можно испытать себя в роли модельера, портного, повара, художника, артиста и просто настоящего волшебника, создающего все по собственному вкусу, не сдерживая даже самых смелых желаний. Где же это все возможно – конечно, ДОМА.
Дорогие родители, а помните ли вы как интересно играть?
Игра «Комплимент»
Публикация «Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста „Коль семья вместе, то и душа на месте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Цель: установить между родителями контакт, сформировать у них положительный настрой.
Инструкция: Родители сидят в кругу. Каждый участник представляется и, передавая соседу букет цветов, говорит комплимент.
Все окунулись в приятную атмосферу? Тогда продолжаем наше приятное общение.
Обсуждение по кругу «Зачем нужна игра»
Цель: предоставить родителям возможность задуматься о значении игры в жизни их ребенка.
Инструкция. Родители по очереди высказывают свое мнение по поводу значения игры в жизни их ребенка. Ведущий на доске записывает эти высказывания.
После обсуждения ведущий подводит итог, говоря об игре как ведущей деятельности, с помощью которой развиваются все психические функции ребенка.
Воспитатель: Сделаем вывод,играя, ребенок удовлетворяет важную потребность быть похожим на взрослого, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии, которые в рамках обыденных, повседневных отношений с родителями не всегда ему позволяются. Иными словами, вместе с удовольствием, которое ребенок получает в игре, к нему приходит ощущение эмоционального насыщения и комфорта, внутренней уверенности и чувства безопасности, в которых заключен мощный импульс детского развития. Но если сами взрослые не показывают малышу игровые способы овладения связями и отношениями взрослого мира, он чаще всего остается на уровне зависимости от этого мира и не готов успешно решать жизненные ситуации.
Под руководством игрой мы понимаем создание благоприятной игровой среды дома (соответствующие игрушки и предметы, помещение и время, передачу впечатлений и знаний об окружающей действительности и заинтересованность родителей игрой детей.
Мы попросили родителей, дети которых посещают младшие и старшие группы детских садов, принять участие в опросе «Во что и как играют дети дома?». Рассмотрим некоторые полученные результаты.
Игры, предпочитаемые дошкольниками
На вопрос «Любит ли играть ребенок?» 98% родителей ответили утвердительно, 1% затруднились ответить, 1% дали отрицательный ответ. Многие респонденты отметили, что их дети любят играть и активно привлекают к этому взрослых (мам, пап, бабушек, дедушек). Дома они играют в основном в вечернее время, когда родителям после работы приходится заниматься домашними делами. Поэтому те, у кого есть братья и сестры, без сомнения, в лучшем положении. Друзьями же детей, которые растут в семье одни, часто становятся игрушки и телевизор.
На вопрос: «В какие игры любит играть ваш ребенок дома?» родители чаще всего «привязывали» свои ответы к видам игрушек. Многие ответы были расплывчаты или не про игру, например, «вырезает», «любит велосипед», «играет с конструктором, машинами», «нравятся игрушки на радиоуправлении», «играет в то же, во что и старший брат (сестра)», «играет в разные игры».
Как выяснилось, наиболее популярными играми у детей 3—4 лет являются сюжетно-ролевые («дочки-матери», «водители», творческие (на основе сюжетов любимых мультфильмов, игры со строительным материалом. У детей 5—6 лет — сюжетно-ролевые («гонщики», «строители», «даль-нобойщики», «войнушка», «больница», «кафе», игры-«перевоплощения» в принцесс и героев сказок (мультфильмов, дидактические, настольно-печатные (лото, домино, шашки, шахматы, пазлы, лего и т. д., режиссерские. Одинаково любимы всеми детьми подвижные игры.
Результаты опроса показали, что дети часто придумывают разнообразные игровые сюжеты. Так, например, мальчики любят производственную и общественную тематику (72%) : игры-путешествия «в разные страны на различном транспорте», «полеты в космос»; игры, связанные с военными профессиями («летчики», «спасатели», «солдаты», «милиционеры»). Интересуют их и фантастические (50%, и семейно-бытовые (13%) сюжеты.
В девичьих играх преобладают бытовые сюжеты о семье, о детском саде («Кукла идет в детский сад», «День рождения», «Котик заболел» и т. д.). Одна из участниц опроса говорит: «Наша Светочка всегда после какого-нибудь события в семье переносит это в свои игры. Недавно был юбилей у нашей бабушки. Дочка на следующий день праздновала день рождения куклы, говорила ей те же поздравительные слова, что и мы, взрослые». Также девочки любят играть в «магазин», «парикмахерскую», «больницу», придумывают сюжеты игр, связанные с профессиями артистки, фотомодели, танцовщицы.
Примечательно, что 86% родителей девочек младшего дошкольного возраста отметили преобладание семейно-бытовых сюжетов в сюжетно-ролевых играх, тогда как 62% родителей девочек старшего дошкольного возраста указали на преобладание общественных и производственных сюжетов (игры «в школу», «детский сад», «магазин» и т. д.)
Особое предпочтение дети отдают компьютерным играм. 47% родителей признали, что их сыновья и дочери любят эти игры. Во многих семьях приобретают развивающие компьютерные игры с целью подготовки ребенка к школе и считают их необходимыми для когнитивного развития детей. Одна из участниц опроса поясняет: «Это так удобно. Ребенок с таким увлечением играет, выполняет задания и параллельно обучается. Ксюша уже выучила все буквы, примеры сложные может решать. Да и к тому же такие игры развивают память, внимание, учат ребенка думать». Однако для многих семей чрезмерное увлечение компьютерными играми является большой проблемой и негативно сказывается на здоровье детей.
Игра «Слова - мячики»
Цель: развивать у ребенка слуховое внимание, речь, логику, память.
Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно говорит слово, например: «Тихий», ребенок бросает мячик и произносит слово противоположное по значению «Громкий». Затем игроки меняются ролями, теперь уже ребенок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
Игра «Охота на звуки»
Цель: познакомить родителей с детской игрой, направленной на развитие внимания, сформировать умения делать звуковой анализ слова.
Участникам раздаются листочки, на которых за 1 мин необходимо записать как можно больше названий окружающих предметов, начинающихся на звук, заданный ведущим. Затем родители сравнивают свои записи.
По окончании игры ведущий объясняет родителям, что детям можно предложить такую игру: не записывая, называть слова. При этом задания могут варьироваться: «Назови слова, у которых в середине звук.», «Назови слова, заканчивающиеся на звук.» и т. п. Можно «поохотиться» на разные слова — «сладкие», «пушистые» и многие другие.
Родители обсуждают развивающее значение этой игры.
Игра «Дорисуй»
Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие воображения.
Участникам раздаются листочки, на которых изображены геометрические фигуры (десять одинаковых). Ведущий предлагает за 1 мин превратить каждую фигуру в какой-либо предмет, дорисовав ее. Поощряется оригинальность образа, большое количество деталей, отмечается количество изображенных предметов.
Далее участники обсуждают рисунки. «Превращать» можно не только геометрические фигуры.
Вариант игры: по кругу передается карандаш и каждый из участников игры дорисовывает одну деталь. Итог — получается общий рисунок.
Очень хорошо по окончании рисования дать название предмету (кстати, предмет не обязательно должен быть реально существующим, поговорить о его назначении, а может быть и придумать короткий рассказ.
Уважаемые родители, я предлагаю ввести в традицию семьи и нашей группы игру «Я дарю тебе словечко».
Игра «Я дарю тебе словечко».
Цель - расширять словарь ребенка; развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Один раз в неделю, в выходной день, родители, «подарите» ребенку новое для него слово: не просто назовите его, но и обязательно объясните его лексическое значение. Слова можно «дарить» самые разные: «весенние» (капель, проталина и т. д., «сладкие» (мармелад, шербет, джем, грильяж., «тяжелые» (гиря, штанга., «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко.) и т. п.
Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Мы на маленьких листочках бумаги записываем каждое слово, а на обратной стороне - имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки будем складывать вот в эту копилку. Периодически будем доставать копилку, и проводить разнообразные игры. Например. Вариант 1. Бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он награждается фишкой. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Вариант 2. Можно организовать игру и по - другому: воспитатель по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок (дети, который правильно называет слово, получает фишку. На следующей нашей встрече мы вместе будем играть в игру «Я дарю тебе словечко».
Игра «Путешествие в страну сказок».
Цель: развивать мелкую моторику рук, логику, фантазию.
На бумаге нарисуйте волшебную страну. Пофантазируйте с ребенком. Кто живет в этой стране, что происходит там? Прочтите новую сказку, обсудите ее с ребенком. Найдите ей место в волшебной стране и обязательно сделайте рисунок.
В заключение нашего мастер-класса хочется сказать, что мы, взрослые, бываем очень озабочены подготовкой детей к школьному обучению. Мы пытаемся наших шестилетних детей учить писать, читать, считать. Для этого сажаем их за стол и учим, учим, учим. Все это нужно. Однако давайте вспомним, что дошкольник развивается в игре и подчас именно она делает его обучение привлекательным, легким и эффективным. Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя ждать!