Светлана Бондарева
Консультация для родителей: «Воспитание детей раннего возраста в играх»
▼ Скачать + Заказать документы
Ст. воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с№44»г. Альметьевска
Бондарева Светлана Анатольевна
«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком.
Публикация «Консультация для родителей: „Воспитание детей раннего возраста в играх“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
А между тем игра – это не только удовольствие и развлечение, хотя и эти факторы немаловажны. С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение вашего ребенка. Играя, он может получать новые знания, навыки, умения, развивать способности, причем все это будет осуществляться незаметно для него.
Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества. В каждую игру можно играть всей семьей, хоть на несколько минут откладывая свои дела. К некоторым играм необходимо подготовиться, а в некоторые игры можно играть, занимаясь домашними делами.
Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.
Играя с малышом, помните, интерес возникает легко, но также легко и исчезает. В игре должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Играть с малышом вовсе не обязательно за столом, превращая игру в урок. Играть можно где угодно, даже на кухне. Ведь здесь очень много интересных предметов, с помощью которых малыша можно учить.
Игра формирует опыт ребенка, развивает самые разнообразные навыки, воспитывает качества, которые пригодятся, потом и будут использованы в различных видах деятельности.
Игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного, телесного и эмоционального самочувствия ребенка.
Чересчур легкое понятие «игра» путают с простой занятостью чем – либо. Взрослые рады, когда ребенок занят чем – нибудь, и слишком редко задаются вопросом, какие силы каждый раз стимулируются в ребенке и вызываются к деятельности.
Ребенок никогда не играет «понарошку», игра для него – это деятельность, выполняемая с глубокой серьезностью.
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка, и потому рассматривается как одно из важных средств воспитания.
Игра - одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно- образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
Игра является важным условием социального развития детей : в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания. Игра, если она не превращается в формальное занятие, доставляет ребенку удовольствие, дает ему особое ощущение свободы.
Игра - наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей : усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности.
Главной отличительной особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря которой расширяется жизненный мир малыша и становятся возможными самые необыкновенные превращения. В игре происходит «оживление» игрушек: куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости, прятаться; знакомая комната может стать океаном, больницей или магазином; носовой платок превращается в одеяло или плащ для куколки, скатерть – в парус на лодке, а карандаш – в градусник, флаг, самолетик. Фантазируя, ребенок комбинирует свои знания и впечатления, «создает» новую действительность, отвечающую его интересам и потребностям.
В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом народной педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей.
Для того чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала надо научить играть. Сензитивным периодом для зарождения игры является именно ранний возраст.
Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Поэтому – учите детей играть! Прежде всего, нужно заинтересовать малыша игрой. Можно разыграть перед ним какую – нибудь несложную ситуацию, перевести в игровой план любимое стихотворение малыша, сказку. Важно, чтобы игра не превращалась в занятие – чтобы увлечь малыша, вы должны быть увлечены сами. Итак, задача взрослого – увлечь малыша и дать ему образцы игровых действий, из которых впоследствии разовьется самостоятельная игра. Но для того, чтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужно строить не только отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого начала следует закладывать в игру элементы планирования, перехода от одного действия к другому. Надо чтобы ребенок учился удерживать цель игры, выполнять одно действие ради другого. Играя с ребенком, незаметно нужно сокращать активность взрослого, уступая ему первенство в игре.
Игровое пространство должно быть удобным, позволяющим детям играть как по одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны находиться в свободном доступе и иметь постоянное место хранения, чтобы малыши могли легко находить нужные для игры предметы.
Для поддержания у детей интереса к игре желательно периодически обновлять игровой материал, заменять надоевшие малышам игрушки другими.
Обогащению жизненного опыта детей способствует чтение им книг, совместное рассматривание и обсуждение картинок, рассказывание доступных пониманию малышей и интересных для них эпизодов из жизни взрослых, других детей, животных.
Важно помнить, что игра – не формальное занятие, она должна доставлять удовольствие ребенку. Знакомя ребенка с сюжетом игры, показывая ему игровые действия, следует отказаться от поучающего тона, замечаний.
В ходе игры взрослый должен стремиться к равноправному партнерству даже с самыми маленькими детьми.
Наблюдая за игрой ребенка, взрослый должен проявлять интерес к его действиям, поощрять их, радоваться тому, как он хорошо играет. Внимание и поощрение взрослого стимулируют любую, в том числе и игровую инициативу детей.
Игра маленьких детей, особенно в начале раннего возраста, как правило, представляет собой случайный набор игровых действий, порядок которых варьируется в зависимости от игрушек, попадающих в поле зрения малышей. Например, ребенок видит ножик – и сразу же начинает «резать колбасу», «огурчик», потом его взгляд падает на расческу – и он начинает причесывать куклу. Необходимо, помогать ребенку, выстраивать целостную игровую ситуацию, в которой все действия взаимосвязаны и осуществляются в некоторой логической последовательности.
В раннем возрасте можно способствовать овладению некоторыми элементами ролевого поведения. Самый первый опыт «вхождения в роль» ребенок приобретает в ходе игр – забав. В этих играх дети совместно со взрослым сопровождают стихи и песенки выразительными движениями, передающими действия персонажей и их эмоциональное состояние.
Ролевое поведение стимулируют также игры, в которых дети изображают поведение животных, птиц, предметы неживой природы и рукотворного мира. Имитация движений, звуков стимулирует создание образов – представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения. Стимулировать ролевое поведение можно путем игровой интерпретации обычных действий ребенка, придания им игрового смысла.
В процессе игры наступает глубокое удовлетворение, которое ребенок не всегда может выразить словами, но которое проявляется в его гармоничном поведении, в раскрасневшихся щеках и в сияющем лице.
Вся наша жизнь – игра… Игра начинается с началом жизни человека. Как только малыш рождается, он сразу начинает играть. Игра детей – это и развлечение, и обучение, и средство самоисследоваения, и построение своего «Я», и самооздоровление себя через игру, и коррекция детско-родительских отношений.
Литература
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой : Книга для учителей: Просвещение, 1987.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1988.
3. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателей детского сада/ Сост. А. К. Бондаренко,- М. : Просвещение. 1983.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии:- 1966.-№6.
5. Никитин Б. П. Развивающие игры. М. : Педагогика,1985.