Маргарита Рындина
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами детского фольклора
▼ Скачать +Заказ
Начиная с самого рождения, человеческий организм приспосабливается к условиям среды и обитания. В научной литературе приспособительные реакции человеческого организма и его психики к новым условиям жизни называются адаптацией.
Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внес Ж. Пиаже. Именно Ж. Пиаже в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами детского фольклора» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Показателями успешности адаптации являются :
- настроение (благоприятный эмоциональный фон ребенка в течении дня);
- аппетит (малыш хорошо ест);
- сон (быстро засыпает, спит весь тихий час);
- активность в игре и речи;
- общение со взрослыми и свертками (ребенок охотно общается, проявляет инициативу в общении).
Задача педагогов и родителей в этот непростой период – создать такие условия, для ребенка которые способствовали бы легкой и быстрой адаптации.
Одним из методов успешно используемый в работе с малышами в период привыкания к детскому саду является фольклор.
Словесный фольклор - это специфическое искусство. Изначально оно существовало только в устной форме. Фольклорное произведение передавалось из уст в уста, в процессе передачи видоизменялось, появлялись варианты одного и того же произведения.
Фольклор бытует как во взрослой, так и в детской среде. Большое значение в жизни детей дошкольного возраста имеют детский фольклор и сказка.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики.
Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше - потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.
Пестушки предназначены для развлечения и забавы ребенка, поддержания в часы бодрствования радостных эмоций для воспитания здорового, жизнерадостного и любознательного человека.
Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребенка в игру.
Потешки сменяются прибаутками. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом,
например:
Скачет галка по ельничку-березничку,
Плачет: наехали разбойники,
Сняли чёрные сапоги
Не в чем теперь скакать по городу,
Не в чем плясать.
Песенки и прибаутки относятся к тем жанрам фольклора, которые занимают переходное положение между фольклором пестования и детским».
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей
Фольклор оказывает психофизическое воздействие на ребенка: вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, учит преодолевать страх.
Одним из важных условий адаптации детей является создание эмоционально бла-гоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность.
Произведения устного народного творчества способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между педагогами и детьми.
Знакомя детей с новичком, можно использовать потешку:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Боренька (Коленька) хороший,
Боренька (Коленька) пригожий.
Малыши проявляют интерес к колыбельным песням, пестушкам, потешкам, они помогают «разговорить» детей, положительно влияют на эмоциональное самочувствие, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Именно поэтому естественно использовать детский фольклор, особенно в период адаптации, включая во все режимные моменты жизни ребенка.
Пестушки и потешки, сопровождающие игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх все становится возможным.
Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства
Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь.
Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Многие фольклорные произведения построены в форме диалога.
например:
Курочка-рябушечка, куда идешь? На речку.
Курочка-рябушечка, за чем идешь? За водой.
Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?
Цыплят поить. Они пить хотят,
На всю улицу пищат: «Пи-пи-пи!»
В период адаптации многие дети отказываются от каких-либо движений, «забиваются» в уголок, уединяются. Поэтому с помощью игрушки и рассказанной потешки мы вызываем у ребенка желание двигаться, включиться в игровое упражнение,
Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:
Например:
Кашка из гречки.
Варилась на печке,
Варилась и прела,
Чтобы Оля (Катя, Вера) ела.
Таким образом, роль детского фольклора в адаптационный период чрезвычайно велика. Детские песенки, пестушки и потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
Каждому ребенку хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает педагога и малыша, особенно в период адаптации. В первые дни пребывания ребенка в детском саду многие дети отказываются от каких-либо процедур: умывания, раздевания, усаживания на горшок. Мы создаем у детей положительную установку на предстоящие режимные моменты с помощью потешек, песенок.
Например, при умывании:
Водичка, водичка,
Умой Насте (Леше) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
В руки мыло мы возьмем
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто,
Моем быстро, быстро, быстро.
А потом лицо умыли,
Носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались,
На себя мы любовались.
При одевании на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Во время расчесывания: -Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти,косынка до пят,
Все волосинки в ряд.
Расти, коса, не путайся-
Маму, дочка, слушайся.
В изобразительной деятельности: рисование «Дождик, дождик….» завлекаем детей потешкой :
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Брызни в поле пуще-
Станет травка гуще.
Главное в адаптационный период – создать условия, предотвращающие возможность истощения детского организма, поскольку длительное бодрствование в коллективе приводит к накоплению утомления даже на фоне интересной организации жизни детей.
В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь, плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну, можно обыграть процесс укладывания с куклой прямо в спальне.
Например:
«Детки, смотрите, эта кроватка ждет кого-то, и подушечка приготовилась, и одеялко распахнулось. Катенька (педагог - обращается к кукле, что-то ты не веселая, уставшая, наверное, спать захотела? Ложись, мы тебе песенку споем (воспитатель укладывает куклу, поет колыбельную песню тихим, ласковым голосом)».
Педагог предлагает детям ложиться в кроватки и уложить свои игрушки. Он ласково поглаживает ребенка (если ребенок позволяет) и поет колыбельную песню. По мере засыпания детей мы подсаживаемся к разным детям, продолжаем петь другие колыбельные.
Процесс пробуждения детей мы также сопровождаем чтением потешек, пестушек:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся (просыпайся, наш дружок.
Встань, наш Юрочка.
После пробуждения всех детей мы будим куклу Катеньку, сопровождая свои действия ласковыми движениями, способствующими пробуждению, заправляем кроватку со словами:
Мы простынку поправляем,
Мы кроватку заправляем.
Вот так, вот так.
Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим.
Вот так, вот так.
Таким образом, мы используем фольклор не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и приучаем детей к порядку, а так же используем пальчиковые игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния.
например:
Пальчики,пальчики,
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Этот пальчик Машенька,
Этот пальчик Сашенька,
Посередочке Сергей,
А за ними Алексей,
Ну а это Гришка,
Гришка-шалунишка.
Или:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик — мамочка.
Ну а этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогают детям запомнить их. Использование произведений народного творчества в играх и повседневной деятельности, значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ре-бенка к детскому саду, но и способствуют его дальнейшему психическому, речевому и физическому развитию.