Семенова Светлана
Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [р]» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме «Звуковая культура речи звук «р».(старшая группа)
Цели: Учить детей правильно строить вопросительные предложения, самостоятельно образовывать формы существительных в родительном падеже множественного числа; произносить скороговорку в разном темпе и с разной интонацией и силой голоса, чувствовать рифму, играть звуками; образовывать существительные, обозначающие названия детенышей животных. Закрепить правильное произношение звуков «р», «рь». Дать представление о многозначных словах. Развивать память, мышление, фантазию.
Публикация «Конспект занятия „Звуковая культура речи, Звук [р]“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: систематическое проведение с детьми дидактических игр на данную тему.
Материал: ширма, игрушки: собака, тигренок, курица, барабан, баран, гармошка, поросенок, блокноты.
Словарь: сорочонок, улов.
Ход занятия : Дети, сегодня наше занятие будет посвящено звуку «р». Для начала я прочитаю вам четверостишия, а вы их поможете закончить и если в словах есть звук «р»,то его надо выделить голосом.
1. Кто один имеет рог?
Отгадайте? (носорог).
2. Далеко от нас Москва,
Но слышны ее слова.
Только что наладили
В нашем доме … .(радио).
3. За лугами, над водой,
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В нем коромысло.
Ребятишек радует
Золотая. … (радуга).
4. В реке большая драка-
Поссорились два… (рака).
5. Куклу я лечу с утра
Я сегодня мед (сестра).
6. Ой, цыпленок где твой дом?
-Он у мамы под… .(крылом).
7. Верещунья,белобока,
А зовут ее… (сорока).
8. Кто ее ребенок?
Конечно… (сороченок).
9. Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач).
10. У грача ребенок,
Конечно же… (граченок).
11. У грача- грачонок,
У кролика. (крольчонок).
А сейчас следующее задание. Я сейчас назову слова и если в слове вы услышите звук «р», то прижмите руки к груди. Если нет, то руки лежат на месте.
-Хобот, робот,ранец, танец, забота, работа, рама, мама, рак, лак, игра, игла, пары, полы, ложки, рожки.
-Дети вы ничего не заметили интересного в словах. В этих словах звук «р» как бы играет нами. Он то появляется, то меняется на другой звук.
А сейчас я хочу с вами поиграть в вот такую игру. Сейчас мы поставим на стол 6 предметов в названии которых есть звук «р». Кто хочет попробовать запомнить в каком порядке они стоят, а потом отвернувшись назвать нам их по порядку.
Физминутка.
Ра-ра-ра,ра-ра-ра,
На дворе у нас гора.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру.
Собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры.
Покатаемся с горы.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Очень рада детвора.
(2 раза с движениями).
А сейчас на нашем занятии «гость». Это пес, зовут его Рекс. Он умеет говорить, но очень стесняется. Поэтому он будет говорить мне на ушко, а я буду говорить вам. Дети он очень стесняется, но хочет рассказать о себе. .Давайте ему поможем. Зададим ему вопросы: «Кто хозяин Рекса? Где он живет? Как попал в детский сад? Что может делать? Может быть вы еще придумайте какие-нибудь вопросы. Только вопросы надо задавать правильно и красиво. А то он не поймет о чем его спрашивают. (вопросы детей). А еще Рекс умеет считать. Спросите его- Рекс сколько у тебя глаз, хвостов, ушей, лап.
А еще наш Рекс умеет ловить рыбу. Послушайте про него скороговорку:
-Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.
Дети, я хочу, чтобы эту скороговорку вы сказали с разной интонацией голоса (грустной, удивленной, радостной).
Физминутка:
Один, два, три, четыре, пять-
Топаем ногами.
Один, два, три, четыре, пять-
Хлопаем руками.
Один, два, три, четыре, пять-
Не будем отвлекаться.
Один, два, три, четыре, пять-
Сядем заниматься.
А сейчас, я хочу вас познакомить со словами, которые имеют много значений, например: зубы (грабли, расческа, пила, человек)
Иголки: у елки, у ежа, шприца, иголкой шьют)
Шляпка: у девочки, у гвоздя, у гриба)
Ручка (которой пишут, ручка у ребенка, у двери, у кружки)
Ножка: у гриба, у стола, у человека).
А сейчас откройте тетради в них нарисованы по четыре круга. Попробуйте дорисовать эти круги так, чтобы в названии предметов слышался звук «р».
(руль, тарелка, гриб, шар, рыба, персик, помидор, корзина, кастрюля, кружка и т. д.)
При ответе выделять голосом звук «р».
Игра со словами.
Ручка в зеркало глядит,
Ручка пальчиком велит.
Загибайтесь, распрямляйтесь.
В кулачок теперь сжимайтесь.
Кулачок на кулачок
И ладошки на бочок.
А теперь лежат ладошки,
Отдохнут они немножко.
На бочок, опять на стол.
И конец игре пришел.
Спасибо всем, кто сегодня занимался.