Олеся Веретенова
Конспект занятия «Звуковая культура речи: звук [ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект РОД в средней группе по развитию речи
«Звуковая культура речи : звук ц»
Подготовила воспитатель 1кв. к:
Веретенова О. В.
г. о. г. Выкса 2019 год
Цели: Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука «Ц» изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах).
2. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Темочки:
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
3. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Материал: загадки, скороговорки, чистоговорка, иллюстрации картинок; игрушки: цыплёнок, курица, кошка, фигурки для сказки- царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,
Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)
Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)
Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)
Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)
Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)
Вот, Шутник!
Вдруг узким –узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)
Язычок мы спрячем в рот,
Пусть немножко отдохнет!
Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним, какие мы звуки изучали на прошлом занятие?
Дети: звук с, сь – з, зь.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас я проверю, не путайте ли вы их!
- Я прочту вам стихотворения, а вы должны отгадать какой звук спрятался в слове.
«Киска ест сметану из миски» - какой звук слышите?
Дети: Звук «с»
Воспитатель: Правильно. А недавно две газели позвонили и запели. – какой звук встречается во всех словах?
Дети: Звук «з»
Воспитатель: Молодцы, вы умеет различать звуки на слух.
Дети: Да
Воспитатель: А вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Слушайте внимательно!
Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик, что это?
Дети: Ножницы.
Воспитатель: Верно!
(воспитатель, слегка интонируя звук «ц», произносит слова: кольца, концы, ножницы)
Воспитатель: Ребята, какой звук я выделила голосом?
Дети: Звук «ц»
Воспитатель: Конечно звук «ц», этот звук нам тоже важно научиться произносить правильно.
- А сегодня я познакомлю вас песенкой. Послушайте её : улыбаемся, зубки заборчиком, а язычок отталкивается от зубок. Цццццццц. Давайте вместе попробуем. (Поём вместе, индивидуально, громко, тихо.)
Воспитатель: Эту песенку хорошо поё т синица: Цинь-цинь-цинь (Поём вместе, индивидуально, громко, тихо.) услышал эту песенку цыплёнок, выглядывает, наверное стесняется. Давайте позовём его? Как мы его позовём?
Дети: Цып, цып цып….
Цыплё нок: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй цыплёнок!
Воспитатель: Ребята, цыплёнок боится! Что можно сделать, чтобы он не боялся?
Дети: Поиграть с ним
Воспитатель: Правильно!
Физкультминутка :
Головой весь день крутил,
Озорной цыплёнок жил,
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
Потом правую поднял,
И на обе снова встал
Начал крыльями махать,
И потом пошёл гулять.
Воспитатель: Я знаю одну игру. Она называется «Будь внимателен!» Хотите поиграть? Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать: лицо, свет, чашка, кольцо, царапина, сорока, молодцы.
Воспитатель: Молодцы! Какие у вас внимательные ушки.
Воспитатель: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это?
Дети: Курица
Показ картинки.
Воспитатель: Слышите звук [ц]? Произнесите слово. Предлагаю поиграть с мячом. Я называю детёныша, а вы – маму.
У львенка?- львица.
У тигренка- тигрица.
У волчонка- волчица.
У лисёнка – лисица.
У цыплёнка – курица.
У медвежонка- медведица.
Походим как медведица.
В: Мама курица рассказывает Цыпе сказки, он очень их любит. Я вам, дети, и Цыпе расскажу сказку, в которой много слов с любимым звуком Цыпы, а вы слушайте внимательно и запоминайте эти слова.
Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.
Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.
Воспитатель: какие слова со звуком [ц] вы услышали?
(дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь, царица и царевна? –на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа)
Волспитатель: Молодцы! Цыпа очень доволен, придет домой и маме расскажет сказку, в которой так много слов с его любимым звуком, и вы своим мамам расскажите.