Ясуркаева Зарема
Конспект занятия «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ч]-[щ]» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;
-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.
Публикация «Конспект занятия „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ч]-[щ]“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
- Совершенствовать фонематическое восприятие и речевое дыхание.
Развивающие задачи: Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.
Воспитательные задачи: Воспитывать творчество у детей, самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.
Словарная работа: щебечут, чечетки.
Методические приемы: Сюрпризный момент, использование художественного слова, объяснение, показ, напоминание, физкультминутка, указания, загадывание загадки, обобщение, поощрение.
Материал: Картинки со звуком -Ч, фишки зеленого цвета по 8 штук на каждого ребенка, карточки-схемы для анализа слов.
Ход работы:
Организационный момент. Сюрпризный момент - шары, там письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые шары. Шары и письмо от Мики Мауса. Сказали, шары отпустить, загадав желание, когда выходим на прогулку. Как вы думаете, что в письме?
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно. Согласны!
Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуками. Будем учиться различать два звука и не путать их. А какие, звуки, вы сами сейчас догадаетесь.
Воспитатель: ч - щ, предлагаю послушать, как они звучат? Ч-Щ, Ч-Щ.
-Попробуйте повторять -ч, -щ, -ч, -щ
-Как они звучат? Звонко или мягко? (Мягко)
- Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но кроме этого, у них есть еще один общий СЕКРЕТ: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!
Воспитатель: Первое задание. Встали полукругом. Услышав звук - ч, надо изобразить движение паровоза, звук - щ показать, как пилят дрова и произносить звук.
-Все готовы, выполнять движения! Да.
(Воспитатель произносит звуки, дети повторяют звуки и движения.)
- ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ. (Сначала все дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, теперь выполняем по команде. Сначала слева от меня выполняют, до Ромы. Затем ребята, справа от меня. Согласны! Будьте внимательны. Молодцы, ребята.
2. Воспитатель: Второе задание. Предлагаю назвать слова, начинающиеся на -ч. Ребята, назовите слова, которые начинаются на -Ч.
Ответы детей: Часы, чашка, червяк, чемодан, чебурашка, чучело, Чиполино, чайка, чиж, чай, человек, чупа - чупс, черный, черепаха, чародейка, Чурина, Чернов, Чуковский, Чукотка, четыре, четырнадцать. Молодцы!
Садитесь на стульчики, пожалуйста.
Воспитатель: Следующее задание. Посмотрите, на картину, пожалуйста. Подумайте, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч :
Например: щенок - щеночек, диван - диванчик, чемодан - чемоданчик, книга - книжечка, ребенок – ребеночек, платок-платочек, червяк-червячок, лист-листочек.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
(Цитирует отрывок из сказки К. Чуковского "Федорино горе")
Воспитатель: Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
-Кто и за что прощает Федорушку?
(Чашка прощает, чайник прощает, кочерга)
-В каком произведении об этом рассказывается?
(Произведение «Федорино горе»)
-Кто его автор?
(Корней Иванович Чуковский)
- Какие еще произведения этого писателя вы можете назвать?
(Айболит, Муха-цокотуха, Путаница, Краденое солнце, Телефон, Бармалей.)
Воспитатель: Послушайте внимательно текст и прошу назвать слова со звуками ч и щ.
-Добрый доктор Айболит,
он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться,
и корова и волчица,
и жучок, и червячок,
и медведица! (Айболит)
-А в болоте Медведица рыщет;
Медвежат под корягами ищет.
Только черные совы из чащи,
на нее свои очи таращат. (Бармалей)
-Вдруг какой то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок-
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
-А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
скок, скок. скок. скок!
За кусток. Под мосток
И молчок! (Муха-цокотуха)
-Он рычит, и кричит.
И усами шевелит.
Таракан, таракан, тараканище!
-Плачут они, убиваются.
С малышами навеки прощаются.
-Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка.
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик (Тараканище)
(Воспитатель читает скороговорку)
Воспитатель: В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи. (Л. Ульяницкая)
-Послушайте еще раз скороговорку и назовите слово, в котором одновременно присутствуют звуки ч и щ и слово с двумя звуками ч.
В роще щебечут стрижи. Чечетки, щеглы и чижи.
-Назовите слово, где слышится -щ, -ч? (Щебечут)
-Назовите слово, с двумя -ч? (Чечетки)
-Назовите слова, где есть звук -ч? (Чижи)
-Назовите слова, где слышится звук -щ? (Роща, щебечут, щеглы)
Вы, наверное, устали. Отдохнем!
Физкультминутка : Звуки Ч - Щ
Щегленок выпал из гнезда, (Наклон вперед)
Ему теперь грозит беда: (Приседания)
Котище черный рыщет, (Ходьба)
Птенцов и птичек ищет (Поставить руки ладошками к голове).
Щегленка видит черный кот, (Повороты влево, вправо).
К нему, мурлыча вот идет, (Прыжки на месте).
Щегленок помощи не ждет (Прыжки)
И отчаянья - в полет! (Руки в стороны, взмах руками)
И вот удача - высота
Спасла щегленка от кота. (Потягивание, руки к плечам, вниз, встать на носочки)
Воспитатель: Теперь я, предлагаю, хлопнуть в ладоши, если вы услышите звук -щ в следующих словах: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, чародей.
-Все ли слова знакомы?
- Какое слово, приятно произносить?
(Далее дети работают индивидуально. На листах бумаги нарисованы решетки. Педагог называет слова, а дети определяют позицию звука ч в них и ставят фишку в одно из трех окошек решетки: чек, рачок, спешит, чечетка, отсечь, поцеловать.)
-Следующее задание, я называю слова со звуком -ч, вы фишку должны поставить в нужное окошечко: в начале слова, конце слова, середине.
-Чек. Звук -ч, где слышится? В начале слова, значит, фишку поставить в первое окошечко.
-Рачок. В середине слова.
Спешит, чечетка, отсечь, поцеловать, мяч, часы.
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились.