ирина солдатенко
Конспект НОД по развитию речи «Звуки [Г], [Г’]; Буква «Г»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки [Г], [Г']; [Г] — [Г']. Буква Г
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Продолжать учить ребенка произносить серию одинаковых по слого-вой структуре слов.
2. Учить ребенка понимать и четко выполнять команды (понимание сложных инструкций).
3. Научить ребенка четко произносить звуки [Г], [Г'], дифференциро-вать их на слух и в произношении.
4. Продолжать учить писать зрительные диктанты.
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку повторить похожие слова (вначале по два, а затем по три) в заданном порядке:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звуки [Г], [Г’]; Буква „Г“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
моток — каток — поток, батон — бутон — бетон, будка — дудка — утка, нитка — ватка — ветка, клетка — плетка — пленка, тык-ва — буква — будка.
Задание 2. Ребенку предлагается выполнить сложную инструкцию: «Подойди к столу, возьми со стола книгу, а потом положи ее на книжную полку» и т. д.
Задание 3. Знакомство со звуком [Г].
Отгадать загадку:
Красные лапки, Щиплет за пятки. Кто это? (Гусь)
Какой первый звук в этом слове?
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [Г] :
— губки свободны;
— кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;
— горлышко «работает».
Символ звука : гусь гогочет: ГГГ. (см. цветную вклейку). Характери-стика звука : звук согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Мальчик прыгает через камешки: гоп-гоп-гоп.
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]» :
м, б, г, в, г, г, п. ; га, да, ма, бу, гу. ; гараж, дорога, дерево, ма-шина, графин, гусь, стол.
Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:
гла-гло-глу-глы. ; агл-огл-угл-игл.
Задание 7. Повторить за взрослым серию слов. Какой одинаковый звук в этих словах? Какое первое слово в ряду? Последнее?
Гуси — гараж — гантели — графин — группа.
Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Г], определить место звука в словах (при затруднении ис-пользовать карточку и синий кружок с колокольчиком).
Задание 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Приду-мать предложение с этими словами:
Голова на ножке,
В голове — горошки. (Горох)
Стоит под елкой крошка —
Только шапка да ножка. (Гриб)
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо)
Задание 10. Добавить к целому слову первый звук [Г]. Какое слово получится?
Розы — грозы, рад —. , речка —. , Лина —.
Задание 11. Выучить чистоговорки:
Гу-гу-гу — Гале помогу.
Гу-гу-гу — гуси на лугу.
Га-га-га — зеленые луга.
Га-га-га — дайте Гале пирога,
Пирога из творога.
Задание 12. Знакомство со звуком [Г'].
Символ звука : маленькие гусята гогочут: гьгьгь. (см. цветную вклейку). Характеристика звука : звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначе-ние: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г']» :
гь, дь, мь, гь. ; гя, дя, мя, ди, ги. ; гиря, диван, мишка, Гена.
Задание 14. Повторить за взрослым слоговой ряд:
гдя-где-гдю-гди, где-гдю-гди-гдя.
Задание 15. Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук в словах (предварительно объяснить ребенку значение каждого слова) :
гиря — гимназия — гигант — герой — гений.
Задание 16. Выучить чистоговорки:
Ги-ги-ги — Машенька, беги.
Ги-ги-ги — мы ели пироги.
Задание 17. Дифференциация звуков [Г] — [Г'].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
га-гя, го. ; ги-гы, гю-.
Назвать первый звук в словах. Уточнить с ребенком значение слов:
газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Г] и [Г']) :
горох, герой, гудок, гамак; Георгий, Гена, Геннадий, Галина.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки [Г] и [Г'].
Вспомнить имя мальчика на звук [Г'] и имя девочки на звук [Г] (Гена, Галя, образовать полные и уменьшительные имена, «подарить подарки Гене и Гале».
Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в словообра-зовании). Обратить внимание на звуки [Г] — [Г'] в словах :
бумага — бумаги; книга — книги; дорога — дороги.
Изменить слово книга по падежам, обратить внимание, в каких словах встречается звук [Г], а в каких — [Г']. Это (что) —. книга. У меня нет (че-го) —. книги. Дам другу (что) —. и т. д. (упражнение в словообразова-нии).
Подобрать слова по первому слогу. Назвать все слова с твердым первым звуком и с мягким первым звуком.
ГА: -зета, -раж, -мак. ; ГО: -лубь, -ры, -лод. ; ГИ: -ря, -гант.
Задание 18. В предложениях найти слова со звуками [Г] и [Г'] :
Галя и Гена едут на машине в гараж. Гена идет в магазин за горо-хом. Галя собрала красивый гербарий. Гога — герой, он спас го-лубя от голода.
Задание 19. Знакомство с буквой Г.
Букву Г я не боюсь.
Г — не злой, а добрый гусь.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Г?
Игры с буквой.
Задание 20. Чтение и анализ предложения. Зрительный диктант:
Вот Гога.