Светлана Булич
Занятие по обучению грамоте «Звук и буква [М]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук и буква М
Задачи:
Познакомить детей со звуком М и буквой М и научить соединять с гласными А,О,У,; Учить детей делить слова на слоги;
Развивать умение сопоставлять слова и схемы.
Выделять звук М из ряда других звуков; из слов.
Умение определять местоположение звука в слове.
Коррекция зрительного восприятия: буквенного и предметного.
Развитие фонематического слуха, мелкой моторики.
Оборудование:
Стилизованная буква М;
Карточки- лото, в которых встречаются звук М
Публикация «Занятие по обучению грамоте „Звук и буква [М]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Буквы А,О,У,М
Магнитные буквы А,О,У,М
Игра «Разбери картинки» :
Карточки на которых нарисованы: мышь, муравей улитка, бабочка, морж, медведь, муха;
4 карточки с недорисованными предметами: машина, лампа, самолет, морковь.
Рабочие тетради Молчанова «До школы шесть месяцев срочно учимся читать.»
Простой карандаш, цветные карандаши: красный, синий, зеленый.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
В кругу на ковре. Игра с мячом. «Верни звук»
Ребята, мы с вами поиграем в одну игру, я вам буду называть звук, а вы должны вспомнить, какой младший братик есть у этого звука и назвать его. А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И.
Теперь поиграем в «Разведчиков»
Вам надо поймать мой взгляд и тот кто его поймает должен назвать слово, которое начинается со звука «С» (повторение прошлого материала, и проходит на свое место.
Сидя за столами.
Угадайте, какой звук я пропустила в одном из слов?
Мама купила …ороженное.
Медведь ел …алину.
У папы сломалась …ашина.
Какой звук я все время пропускала? (звук М)
М -нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает.
Если голос есть-мычанье,
Если нет, тогда молчанье (И. Лопухина)
2. Акустический и артикуляционный анализ звука.
А теперь давайте помычим, как коровки: М-М-М-М (контроль закрыты губ,
Что мешает при произнесении, т. е что создает препятствие (губы).
Звук М образуется при помощи губ и голоса. звук М согласный, звонкий.
3. Уточнение знаний о букве М. Соотнесение образа буквы с предметами.
Показывается стилизованная буква М. (картинка со сломаным через реку мостом в виде буквы М).
Через реку мостик
Был, да поломался.
По нему ты не пройдешь-
Он буквой М стоять остался.
Молоточек ты возьми
Да мосточек почини.
Что нам напоминает буква М (две буквы Л встали рядом; перекладина буквы П переломилась посерединке.)
Покажите пальчиками букву М (указательный и средний палец показывают «рожки», затем соединить указательные пальцы обеих рук и перевернуть «рожки»-поставить подушечки пальцев на стол в виде буквы М.) теперь покажем живую букву М (два ребенка встают рядом и держатся за руки.)
4. Выделение звука М из слов.
Ребята, встали из стола, встали ровно, спина прямая.
Вам надо хлопнуть в ладоши, если услышите звук М в моих словах :
мыло, лампа, рука, стол, дом, кот, рыба, Дима, помощь, морж, стул, мышь, кукла, сом, муха, помидор, кровать.
Молодцы, вы сделали все правильно, садимся за столы.
5. Игра «Разбери карточки»
Ребята у нас в гостях Мышка, и ей требуется наша помощь. Ей надо собрать картинки, в которых встречается звук М, но только она все перепутала. Давайте ей поможем.
6. Чтение слогов.
Возьмите карточки, лото (у каждого по 4 карточки) переверните картинками вниз те карточки, в названии которых нет звука М, и не переворачивайте те, в названии которых есть звук М.
(Выставить фланелеграф, на нем буквы большого формата А,О,У,М; фигуру коровы)
Посмотрите, ребята к нам в гости заглянула корова. Корове надо пройти путь от одной буквы до другой. Мы как бы «тянем» звук М, пока корова идет по дорожке до буквыA
М…А
М…У
М. О
А…У
А… М
О…М
У. М
Ребята, давайте вместе с коровкой сделаем веселую разминку.
7. Динамическая разминка:
Мимоходом буква М Взрослый показывает букву, дети делают движения
Помахала ручкой всем Руки поднимают вверх, машут кистями рук.
Вот какая буква М Хлопают вытянутыми руками над головой, за спиной.
Озорная буква М Наклоняются вперед, руками делают плавные движения.
Подметала М-М-М Энергично потирают ладошки.
И мычала М-М-М Имитируют танцевальные движения.
И молчала…
Вот какая буква М
Озорная буква М
8. Звуковой анализ слова.
Давайте покажем Корове как мы умеем делать звуковой анализ слова.
Будьте внимательны: Перед вами ребята лежат карточки с рисунками. А под каждым словом пустые клеточки, вам надо сделать звуковой анализ каждого слова. Произнесем первое слово: МУХА. Итак, какой первый звук в слове МУХА. Звук М-он согласный, твердый. Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? Правильно, синим цветом. Первую клетку закрашиваем синим цветом. Второй звук У- это гласный, каким цветом обозначаем гласные звуки? Правильно красным, вторую клетку закрашиваем красным цветом. Третий звук в слове му-Ха звук Х, это согласный, твердый, каким цветом обозначаем? Правильно синим. Последний звук А. Он гласный, обозначаем красным цветом.
Аналогично разбираем слова МОРЕ, ГНОМ.
Все отлично справились с заданием.
Нашей Корове надо возвращаться домой. Дома ее ждут кто? Правильно телята.
9. Выкладывание слогов из палочек.
Возьмите со стола счетные палочки и составьте слог МА. Придумайте конец слова (например МАШИНА, МАЛИНА, МАК, МАТРОС.) Теперь составьте слоги «МУ» и «МО» (МУХА, МУХОМОР, МУРАВЕЙ,МОЕ, МОРЕ,МОХ, МОСТ.)
Молодцы ребята, вот сколько слов вы знаете со звуком М.
10. Работа в рабочих тетрадях.
А сейчас откройте рабочие тетради на стр.
Мы будем писать букву М. Буква М бывает заглавная, ее пишут если начинается предложение, имена пишутся с заглавной буквы, клички животных, названия городов. И бывает буква М строчная, она выглядит как заглавная, только меньше ростом.
Сначала мы будем учится писать заглавную букву,
Высота заглавной буквы две клеточки. Сначала ставим вертикальную палочку высотой две клеточки, затем отступив вправо, две клеточки ставим ещё одну вертикальную палочку высотой две клеточки. Затем находим центр между нижними точками начерченных линий и соединяем их с верхними концами.
Отступив от напечатанной буквы одну клеточку вправо, печатаем следующую букву.
Строчная буква помещается в одну клеточку.
Ставим вертикальную палочку высотой одна клетка, рядом ставим вторую палочку, а затем, находя центр на нижней линии клеточки, соединяем его с верхними точками вертикальных палочек, рисуем, так называемую, «галочку».
Приготовились к работе в тетрадях. Напоминаю об осанке во время письма.
После того как написали 2 строчки делаем пальчиковую гимнастику:
«М» писали, «м» писали
Наши пальчики устали
Мы немножко отдохнем
«М» опять писать начнем…
11. Развитие зрительного восприятия, слогового анализа.
Поочередно показываются карточки с недорисованными предметами.
Посмотрите, корова оставила картинки, только она не успела их дорисовать. Угадайте предметы в названиях которых есть звук М. (машина, лампа, самолет, морковка).
Сколько слогов в слове ма-ши-на, са-мо-лет, лам-па, мор-ков-ка.
12. Итог занятия.
Какой звук мы сегодня изучали? Он какой гласный или согласный? Глухой или звонкий?
Сегодня вы очень хорошо занимались, молодцы.