Кристина Черяпкина
Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [л], [л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [л], [л’]»
Тема занятия : Звук [л], [л’]
Цель занятия : Знакомство со звуками [л], [л’]
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
• учить различать звуки [л], [л’]
• выделять звуки [л], [л’] в ряду других звуков, слогов, слов;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Звук [л], [л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
• уточнить акустико – артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ;
• учить определять позицию звука в слове;
Коррекционно-развивающие задачи:
• развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза;
• развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.
• развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
• развитие связной речи
• развитие грамматической стороны речи (употребление предлога НА)
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Развивать внимание к речи педагога и товарищей;
• Воспитывать интерес и настойчивость к выполнению задания;
• Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии
Формы и методы: словесные (беседы, вопросы поискового характера, напоминание, наглядные (наглядная схема для вызывания звука, практические (выполнение игровых заданий)
Оборудование : картинки со словами на [л], [л’], гном Том и Тим, поезд, герой Ласточка, картинки с цветами : ландыш, лилия, тюльпаны, василек, лотос.
План занятия :
Этап занятия Деятельность логопеда Деятельность детей
Организационный момент.
Основная часть
Развитие фонематического слуха.
Игра «Эхо»
Игра «Повтори за мной»
Игра «Твердый или мягкий»
Развитие слогового анализа и синтеза.
Игра «Паровоз»
Развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи. Употребление предлога НА.
Игра «Поляна»
Итог занятия.
В группу влетает Ласточка.
Ребята, смотрите, кто к нам прилетел? Правильно это ласточка. Сегодня к нам в гости прилетела ласточка, хотите узнать зачем? Тогда все садимся на места, сейчас она нам все расскажет. А как вы думаете, какой звук спрятался в ее имени? Правильно это звук Л. Сегодня Ласточка прилетела к нам, чтобы побольше рассказать об этом звуке. А давайте сами попробуем рассказать что - нибудь о нем? А поможет нам в этом звуковая дорожка. Как вы думаете звук л он гласный или согласный? А почему? Как мы можем это проверить? Давайте его попробуем пропеть? А когда мы произносим этот звук, нам встречаются какие-нибудь преграды. Какие? Давайте вместе с вами произнесём красиво этот звук! Он не поется, значит, он какой? Да, он согласный! Двигаемся дальше, он звонкий или глухой? Давайте проверим, кладём ладошку на горлышко и произносим «ллллл», чувствуете вибрацию? Значит звук какой? Правильно, он звонкий. Дальше нам нужно определить, твердый этот звук или мягкий. А вы знаете какое время года любит ласточка? ЛЕТО. А какой звук спрятался в этом слове? ЛЬ. Давайте теперь скажем все вместе, какой же это звук?
Ласточка очень любит играть со своим звуком. Давайте и мы с вами с ней поиграем? Достаем свои линеечки. И слушаем меня внимательно, вы должны открыть столько кружочков, сколько раз услышите звук Л. Готовы? Н-П-Р-Л-Д-Л-Н-Л. Сколько кружков вы открыли? А теперь открываем кружочки, когда услышим звук ЛЬ. МЬ-ДЬ-ЛЬ-ГЬ-ЛЬ-ЛЬ. Сколько? Молодцы, вы очень внимательно меня слушаете, а теперь ласточка усложняем вам задание, открываем кружочки тогда, когда услышите звук л в слоге, готовы? МА-ДО-ЛА-ЛО-НО-ЛЫ-МЫ, а теперь тоже самое только со звуком Ль, НИ-МЯ-ЛЯ-ЛЁ-ГИ-ПИ-ЛИ. Умнички, вы справились с заданием.
Ласточка еще очень любит играть в игру «Повторюшка», хотите поиграть с ней? Я вам буду называть слоги, а вы будете повторять за мной? Только красиво говорим, а то ласточке не понравится и она от нас улетит. Давайте повторим, как красиво нужно говорить звук л, (язычок упирается в верхние зубки). Молодцы начинаем игру.
ЛА-ЛО
ЛЯ-ЛА
ЛИ-ЛЯ
ЛЁ-ЛО
ЛА-ЛЯ и т. д.
Молодцы, вы снова справились. Ласточке очень понравилось с вами играть и она позвала к нам еще двух гостей. Узнаете кто это? Это Том и Тим. Они вам тоже принесли разные игры. Хотите с ними поиграть?
Ласточка принесла им много картинок и Том и Тим никак не могут их поделить между собой. Давайте им поможем? Я сейчас вам раздам картинки, вы по очереди будете выходить к нашим гостям, называть картинку красиво и четко, а потом вы должны определить кому же вы отдадите картинку, если в слове спрятался звук Л, кому мы отдадим? Тому или Тиму? Правильно Тому. а если звук Ль? Да, Тиму. Внимательно рассмотрим картинки.
Картинки: лак, лавочка, ластик, ландыш, ложка, лупа, лук, лампочка, лопата, ласты, луна, лимон, лиса, лягушка, лист, лев, лимонад, леденец, линейка, лейка.
А какое у нас сейчас время года? Правильно Зима, а откуда уж у нас прилетала Ласточка? Ей очень холодно зимой, нам нужно ее отправить в лето. Поможем ласточке? Нужно отправить ее в тепло на поезде, но поезд же не может поехать пустым, нам нужно заполнить все вагоны. Все помнят, какие слова принесли вам Том и Тим? Хорошо. Давайте встанем и пойдем на вокзал, где ждет нас поезд. В поезде имеется 4 вагона. Те, в чьих словах был один слог, пойду к первому вагона, у кого два- ко второму, у кого три- в третий вагон и у кого четыре – в четвертый. НО перед этим вы должны четко произнести свое слово, отхлопывая количество слогов, и только тогда,когда мы распределим слова верно, ласточка сможет отправиться в лето. Начинаем! Молодцы, мы отправили ласточку в лето, а теперь рассаживаемся обратно на свои места.
Посмотрите, как Ласточка обрадовалась. А летом чего бывает много? Правильно летом много цветов. Ласточка тоже очень любит цветочки. Как вы думаете какие цветы ее самые любимые? Правильно там, где ест звук л или ь. Картинки: ландыш, лилия, тюльпаны, василек, лотос. Давайте назовем их. Ласточке захотелось полетать над цветами. Смотрите, на какой цветок села Ласточка. Давайте четко проговорим: Ласточка села на ландыш. Ласточка села на василек. Ласточка села на тюльпан. Ласточка села на лотос. Ласточка села на лилию.
Ласточка вам очень благодарна, что вы помогли ей вернуться в ее время года. И знак благодарности она принесла вам подарки. Это раскраска с ее любимыми цветами, вы раскрасите их дома, а она еще раз залети к вам в гости и обязательно посмотрит как вы справились. Дети знакомятся с героем Ласточкой.
Они должны определить, что звук Л- согласный, звонкий, может быть как твердым, так и мягким.
Дети выделяют заданный звук из ряда звуков и слоги с заданным звуком из ряда слогов.
Дети четко произносят слоги за логопедом, тем самым отрабатывая правильное произношение звук Л и Ль, и учатся их различать.
Дети учатся различать звуки л и ль. Проговаривая слово правильно, они распределяют картинки в два кармашка, там где звук мягкий кладут в зеленый кармашек, а где твердый- в синий.
Дети учатся выделять количество слогов в слове, и распределяют их по вагонам, номер вагона соответствует количеству слогов в слове. Отрабатывается произношение слов с заданным звуком.
Дети называют цветы, четко проговаривая их названия. Составляют предложения с предлогом На.