Еванжелина Вялкина
Звук и буква «Ж». Конспект логопедического занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
1. Коррекционно-образовательные:
• Формирование и расширение семантического поля слов глаголов.
2. Коррекционно – развивающие:
• Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях.
• Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
• Развитие фонематического слуха и восприятия.
• Развитие функции словоизменения.
• Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «машина».
3. Коррекционно-воспитательная:
• Знакомство с видами транспорта, правилами поведения на дороге.
Вступительная часть.
Публикация «Звук и буква „Ж“, Конспект логопедического занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Выделение четвертого лишнего: «самолет», «вертолет», «машина», «дельтаплан».
Общее расслабление.
Дети выполняют движения по тексту.
Мчатся, бешено машины –
По шоссе шуршат их шины.
В конце дальнего пути
Слышен шепот: «шу-шу-шу».
Это шина шепчет шине:
«Я уж больше не спешу».
Развитие общей моторики.
Игра «Шофер».
Логопед объясняет, что, вращая руками воображаемый руль, очень интересно быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофер» сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, желтый свет (цветные кружки).
Развитие мелкой моторики.
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без сигнала светофора,
Шла, сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
Дети делают попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе. Поочередно отрывают пальцы от стола (начинать можно с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони, а затем опускают пальцы на стол.
Развитие артикуляционной моторики.
1. Округлить губы при сближенных зубах. Удержать под счет: раз, два, три, четыре, пять (1 – 5 раз).
2. Расслабление языка.
3. Обнять широким расслабленным языком верхнюю губу, верхние зубы, поднять язык к верхним альвеолам.
4. Удерживать напряженную «чашечку» языка снаружи рта, внутри (под счет).
5. Удерживать напряженную «чашечку» языка за верхними зубами с подключением воздушной струи.
Объявление темы.
Логопед объясняет, что сегодня дети прокатятся на машине и посмотрят, что она умеет делать, но при этом нужно постоянно следить за правильным произношением звука «Ш».
Акустико-артикуляционный образ звука.
1. Произнесение изолированного звука «Ш» с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.
2. Характеристика звука «Ш». Звук «Ш» согласный, твердый. Глухой, шипящий.
Соотнесение звука с буквой.
Дети рисуют буквы «Ш» в воздухе, пальчиками на столе, выкладывают из счетных палочек.
Развитие фонематического слуха.
Выделение звука «Ш» в ряду слов. Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук «Ш».
Автоматизация звука «Ш» в слогах.
Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.
Закрепление звука в словах.
Звукослоговой анализ с графической записью слова «шина».
Закрепление звука в предложениях.
Составление предложения со словом «машина». Деление его на слова и запись графической схемы.
Физкультминутка.
Дети сидят на стульчиках и, взяв в руки «руль», медленно вращают его, приговаривая:
Завели машину:
Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Накачали шину:
Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Улыбнулись веселей
И поехали скорей. (2 раза)
Формирование лексико-грамматической стороны речи.
ЛОГОПЕД. Ребята! Нам принесли письмо от Шпунтика. Он пишет, что друзья из Солнечного города на день рождения подарили ему машину вместе с картинками, где нарисованы действия, которые она умеет выполнять, но он никак не может разобраться и просит вас о помощи.
На доску выставляются картинки: машина заезжает в гараж; машина выезжает из гаража; машина едет по дороге; машина подъезжает к дому; машина отъезжает от дома; машина въезжает в гору; машина съезжает с горы. Дети поочередно называют действия, изображенные на картинках.
ЛОГОПЕД. Внимание! Запоминаем картинки. Потому что сейчас начинается игра «Чего не стало?».
Дети определяют, какая картинка исчезла.
ЛОГОПЕД. Молодцы, ребята! За правильный ответ Шпунтик дарит вам эти картинки, но просит выполнить еще одно задание. Оно называется «Скажи наоборот» : кто-то из вас называет, что делает машина, а отвечает тот, у кого действие противоположное.
Домашнее задание.
1. Рассмотреть на иллюстрациях различные виды транспорта.
2. Подобрать синонимы к словам: «ехать», «мчаться», «нестись», «гнать», «тащиться», «передвигаться».
Итог занятия.
Дети отвечают, над каким звуком они работали, о чем узнали, какие новые слова запомнили.
Оценка работы детей.
Структурное подразделение ГБОУ ООШ №2 г. о. Октябрьск, дет сад №2
ЛОГОПЕЛИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Звук и буква «Ж».
Цели занятия :
1. Закрепить четкое произношение звука «Ж» в изолированном виде, в словах, чистоговорках, в песенках.
2. Тренировать в образовании имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
3. Расширять знания о живой природе и воспитывать любовь к ней.
4. Развивать музыкальный и фонематический слух.
***
Дети собираются в зале вокруг логопеда.
ЛОГОПЕД. Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.
Я живу – не тужу,
Все над ухом жужжу
И детишек бужу.
ДЕТИ. Жук.
ЛОГОПЕД. Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы превратимся в жуков. Раз, два, три – волшебство к нам приходи! Теперь мы все жуки. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.
Дети вдыхают открытым ртом, выдыхают через рот.
А теперь подуем на цветы. Молодцы! Предлагаю поиграть в школу.
Ну, а вот звенит звонок,
Жуки сядут на урок.
Дети садятся на палас, скрестив ноги.
Начинается наш первый урок – грамота.
Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?
ДЕТИ. Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, носорог, майский жук.
ЛОГОПЕД. А как поют жуки?
ДЕТИ. Ж-ж-ж.
ЛОГОПЕД. Покажите положение языка.
Дети делают язык «чашечкой».
А при этом голосок поет или спит?
ДЕТИ. Поет.
ЛОГОПЕД. Ребята, а какая буква похожа на жука? Повторяем стихотворение про эту букву.
Эта буква широка
И похожа на жука,
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук :
«Ж-ж-ж».
Давайте вспомним скороговорки, в которых слышится жужжащий звук.
• Ель на ежика похожа,
Еж в иголках, елка тоже.
• Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
• Желтый жирный жадный жук
Прятал денежки в сундук.
• Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
А теперь поиграем в игру «изменялки». Слово нужно изменить так, чтобы слышался звук «Ж». Например: «флаг – флажочек».
Друг – дружочек
Рог - …
Берег - …
Утюг - …
Снег - …
Круг - …
Вот и закончился первый урок, давайте отдохнем, устроим физкультминутку.
Дети вспоминают нужное стихотворение и выполняют соответствующие движения.
• Жуки упали на спину и барахтаются.
• Жуки-водомерки бегут по поверхности пруда.
• Жучок-паучок плетет паутину.
• Жуки летят над поляной.
А теперь у нас урок музыки. Вначале нужно сделать распевочку.
ДЕТИ. (используют гамму). Жу-жу-жу…
ЛОГОПЕД. Давайте пропоем скороговорки.
ДЕТИ.
Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жи-жи-жи – у камней ежи.
Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
ЛОГОПЕД. А теперь споем песню про жука.
ДЕТИ.
Жу-жу-жу,
Жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву «Ж» всё твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу зимой и летом.
ЛОГОПЕД. Жуки нежные существа и чутко реагируют на изменения в природе. Представим себе, что дует сильный ветер, как поведут себя жуки?
Дети рассказывают и показывают.
Потом пошел дождь. Наступила ночь. Наступило утро и т. д. Ну, вот и закончился урок музыки. А вы помните, чем мы занимались на уроке?
Дети отвечают.
Молодцы! А теперь я взмахну волшебной палочкой, и мы опять превратимся в людей. Давайте вернемся в группу.