Кузнецова Лилия
Конспект занятия «Звук [Ш] и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук и буква Ш.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнение и закрепление знаний о букве Ш. Подведение детей к самостоятельному анализу звука Ш. Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец). Учить составлять звуковые схемы слов типа Крош. Познакомить с буквой Ш. Учить читать слоги и слова с буквой Ш. Продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.
Публикация «Конспект занятия „Звук [Ш] и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать: мимику, мелкую и общую моторику; фонематическое восприятие; графо – моторные навыки; внимание; мышление; воображение. Развивать навыки коммуникации.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: картинки со сказочными героями и другие картинки со звуком Ш, наборы для составления звуковых схем, таблицы с буквами, интерактивная доска, счетные палочки, ручки, таблица для прокладывания дорожки по букве Ш.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
-Посмотрите ребята, сколько у нас сегодня гостей. Они хотят с вами познакомиться. – Назови своё имя и первый звук своего имени.
2. Сообщение темы занятия.
-Ребята! Сегодня к нам пришли гости из страны Смешарии. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадки.
Я зайка-Смешарик,
Похожий на шарик.
Красив и хорош.
Мое имя… (Крош.)
Я девочка-хрюшка,
Бараша подружка.
Нет краше и лучше
В Смешарии… (Нюши.)
Экспериментов он любитель,
Домика с рогами житель.
Он — ученый главный наш.
Назови его… (Лосяш.)
-Они пришли к нам не просто так. Смешарики принесли нам новый звук. Называем еще раз тех, кто к нам пришел: Крош, Нюша, Лосяш.
- Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах?
-Звук Ш пришёл сегодня к нам на занятие.
3. Артикуляционная гимнастика
-Чтобы правильно произносить звуки, сначала подготовимся, сделаем гимнастику.
1. «Улыбочка-хоботок»
«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
2. «Лопаточка»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
3. «Чашечка»
- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
4. «Согрей – заморозь ладошку»
Произносим длительно звук [C] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) – ладошка замёрзла, а теперь согреем её - произносим длительно звук [Ш].
4. Характеристика звука.
Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
Широкий язычок наверху образует “чашечку”.
Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
Горлышко “молчит”.
- Произнесем звук [Ш]. Какой он гласный или согласный?
- С голосом произносим его или без голоса? Значит он звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий?
- Есть ли у него мягкий братик?
- Запомните, звук [Ш] всегда твердый!
5. Развитие фонематического слуха.
1). Игра со Смешариками. (Интерактивная доска) («Ищем звуки в словах со Смешариками» - Матыкина И. А.)
-Назови картинки.
-В каком слове «спрятался» звук Ш?
2). Определить место звука в слове. (Картинки Сказочные герои)
-В какую группу их можно объединить? (Сказочные герои)
3). Звуковой анализ слова.
Игра «Живые звуки» - Крош.
Физкультминутка.
Я – попрыгун веселый, Крош! (прыжки, руки на пояс)
Со мной от скуки не умрешь. (движения указат. пальцем влево – вправо)
Друзей веду в поход я смело, (шагаем на месте)
Под силу мне любое дело! (сгибание рук к плечам)
Не страшен гром, огонь, потоп, (хлопки в ладоши)
Да Ежик медлит: «Стоп да стоп!» («Пружинки»)
6. Знакомство с буквой.
- Звук “ш” на письме обозначается буквой Ш.
- На что похожа эта буква?
На что похожа буква Ш
На зубья этого ковша.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
- Давайте напишем букву Ш в воздухе. Сначала пишем сверху - вниз, потом слева-направо.
1). Составление буквы Ш из счётных палочек.
2). «Прочитай слова на шариках из Смешарии».
3).«Помоги Лосяшу добраться до домика.
7. Игра «Большой-маленький».
(Задание от Бараша – картинки в конверте со звуком Ш)
-Превратить большие предметы в маленькие.
8. Итог.
- С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?
- Что вам больше всего понравилось?
- И вы очень понравились Смешарикам, поэтому они решили подарить вам свои раскраски.