Наталья Ермакова
ИКТ как средство развития грамматического строя речи старших дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Речь играет огромную роль в развитии ребенка, в развитии мышления и в психической деятельности в целом. Включение речи в познавательную деятельность ребенка перестраивает его основные психические процессы. Такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция развиваются и совершенствуются по мере овладения речью.
Публикация «ИКТ как средство развития грамматического строя речи старших дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Какпоказали исследования Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. К. Марковой идругих авторов, возможности построения связности высказывания,объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей,планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказывании.
Однако, не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевойдеятельности. По данным клинических, педагогических и психологическихисследований (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская) дошкольники сЗПР, составляющие от 6 до 50% неуспевающихучеников в школе, с большим трудом осваивают школьную программу.
Проблема формирования грамматического строя речи у детей с ЗПР является одной изактуальных проблем современной педагогики.
Исследование грамматического строя речи детей (Н. Ю. Борякова, Г. Н. Рахмакова, Е. Ф. Соботович, А. И. Симонова, Л. В. Яссман) выявило у большого количества старших дошкольников с ЗПР значительное недоразвитие, которое является стойким иразнообразным. Аграмматизмы проявляются на уровне слов, предложений и связного текста. Недоразвитие грамматического строя речи в школьном возрасте может привести к появлению вторичных речевых расстройств (дисграфии и дислексии).
Учитывая психические особенности дошкольников с ЗПР, для развития грамматического строя речи, им необходим особый подбор дидактического материла:
1. Наглядность.
2. Яркость и красочность.
3. Точный подбор доступного для восприятия детей с ЗПР материала.
4. Возможность использования дидактического материала другими участниками педагогического процесса (воспитатели, родители, для закрепления результата.
5. Дидактический материал должен быть подобран ко всем лексическим темам.
Все эти требования осложняют процесс подбора дидактического материала:
1. Не все изданные пособия учитывают специфику развития дошкольников с ЗПР (маленькие иллюстрации, размещение нескольких иллюстраций на одном листе, наличие второстепенных деталей, на которые рассеивается внимание дошкольника с ЗПР, качество рисунков).
2. Необходимо очень большое количество пособий, что требует дополнительного места для размещения дидактического материала и повышает его стоимость.
3. Родители не имеют времени и средств, для приобретения дидактических пособий.
Создание дидактических пособий с помощью Microsoft Office и Power Point помогает решить эти проблемы и имеет ряд преимуществ:
1. Педагоги сами подбирают материал с учётом дидактических требований к материалу и уровня развития ваших воспитанников.
2. Наглядный, красочный материал на электронном носителе вызывает стойкое, непроизвольное внимание у дошкольников с ЗПР.
3. Доступность Интернет ресурсов понижает стоимость пособий.
4. Дидактическое пособие, созданное в электронном виде, педагоги могут разместить на своем сайте, группы или образовательного учреждения, тем самым сделать его доступным для родителей.
Образовательно-воспитательная функция ИКТ
Использование ИКТ в образовании – относительно новое (педагоги и ученые изучают его с 1980 годов, хотя и интенсивно развивающееся явление.
Общественное мнение в целом согласно, что детям для того, чтобы соответствовать новому уровню социальной, экономической и политической жизни, необходимо знакомство с ИКТ.
Многие авторы (В. В. Комарова, А. В. Туликов) ставят перед собой задачу рассказать для чего нужны технологии в детском саду, как они могут быть применены для пользы детей, родителей и коллектива детского сада.
В сети интернет имеется много ресурсов, чрезвычайно полезных для работников системы дошкольного образования : дидактические игры, сценарии праздников, подборки стихотворений и загадок и т. д. Эти материалы тем ценнее, что достать их в печатном виде часто не представляется возможным. Но отобрать лучшие ресурсы могут лишь специалисты, т. к. рядовые пользователи не всегда могут адекватно оценить ресурс.
В СССР исследование распространения компьютерных игр началось с внедрения компьютера в образование. В 1986 группа ученых- педагогов (С. Л. Новоселова, И. Ю. Пашилите, Г. П. Петку, Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова) на базе ДОУ организовала исследование по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр и программ. В специально оборудованном классе 2 раза в неделю с детьми по 10-15 минут проводились занятия. Опыт показал, что использование компьютера не только способствует закреплению и уточнению знаний, но и повышает познавательную активность детей, развивает воображение и ориентировку в пространстве.
Зворыгина Е. В. в своих исследованиях установила, что эмоциональная насыщенность, красочность, музыкальность программ быстро снимает страх и неуверенность при знакомстве дошкольника с новым видом деятельности.
Иванова Л. П. подчеркивала, что компьютер дает возможность ребенку испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение, что положительно влияет на проявление детьми творческой активности.
Гарвиц Ю. М. в книге «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» писал, что в дошкольном возрасте восприятие детьми цели часто доминирует над восприятием условий. В результате дети пытаются достичь целей, не учитывая условий, в которых она дана. Использование компьютерных игр и программ стимулирует умение соотносить цель и условия, помогает ребенку осознать способы действий, направленных на решение игровой задачи.
Тем не менее, концепции использования ИКТ в ДОУ для реализации воспитательно-образовательной функции не существует, хотя создано множество игр и отдельных комплексов занятий. Это можно объяснить тем, что одним из главных вопросов является отсутствие исследований по проблеме влияния компьютера на организм, эмоционально-психическое состояние и интеллектуально-эстетическое развитие ребенка.
Образовательно-воспитательные функции сегодня реализуются благодаря целому комплексу ИКТ:
- игрушки (роботизированные)
- аудио - техника (проигрыватели, магнитофоны, приемники, звуковые системы)
- экранная техника (телевизоры, DVD, компьютеры, интерактивные доски)
Научные исследования по использованию ИКТ, организованные и проводимые специалистами ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что, благодаря ИКТ достигаются следующие результаты в воспитательно-образовательном процессе ДОУ:
- активно пополняется словарный запас, развивается речь;
- тренируется внимание и память;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
- развивается воображение и творческие способности;
- развивается целеустремленность и сосредоточенность;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления;
- легче усваиваются понятия формы, цвета и величины;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Использование ИКТ на занятиях может быть совершенно различным – это презентации, мультфильмы, дидактический игры, музыкальное сопровождение (музыка, сказки). Фактически резервы ИКТ здесь не ограничены.