Оксана Фомина
Моделирование как средство развития связной речи дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование как средство развития связной речи дошкольников.
Овладение родным языком, развитие речи – это не только самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве, но и сложнейшая задача дошкольного воспитания.
Публикация «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников,» размещена в разделах
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития. «Ребёнок учится мыслить, учится говорить, но он также совершенствует речь, учась мыслить». Развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка – моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения реальной действительности. Широкую известность приобрели работы А. Л. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения детей связной речи они использовали схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала у ребенка создаётся картинно – схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста, мы заметили, что необходимо искать более эффективные методы обучения связному рассказыванию, пересказу близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего, это приёмы, помогающие ребёнку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.
Прежде чем начать работу, мы поставили перед собой рад задач:
• Учить детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру;
• Развивать мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, память, при использовании схем, заместителей;
• Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместителей для обозначения персонажа;
• Уметь использовать схемы при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов;
В старшей логопедической группе мы учим детей овладевать следующими умениями:
• Последовательно пересказывать литературные произведения без помощи взрослого;
• Выразительно передавать диалоги действующих лиц, характеристики персонажей;
• При рассказывании по серии сюжетных картин, по игрушкам - указывать время и место действия, развивать сюжет, указывать последовательность происходящего, придумывать последующие и предыдущие события.
Прежде чем начать эту работу, мы провели диагностику детей по следующим критериям:
• Умение пересказывать и рассказывать знакомые произведения;
• Умение составлять описательные рассказы на наглядной основе;
• Умение составлять рассказы из личного опыта;
• Участие в играх, инсценировках литературных произведений.
К высокому уровню отнесли 20% от всех детей. У них рассказ и описание происходили последовательно, они старались развить сюжет, используя прямую речь, однако, пропускали какую-нибудь часть рассказа (начало или конец).
К среднему и низкому уровню можно было отнести всех остальных детей. В их рассказах или описании не было логической последовательности, не развивался сюжет, они пропускали какую-нибудь часть рассказа.
В результате проведённых исследований выяснилось, что у детей вызывает особое затруднение соблюдение структуры рассказа, его логической последовательности и языковое оформление высказываний.
Нас заинтересовала статья А. Л. Венгера «О чём рассказывает сказка». В ней выдвигается идея о том, что читаемый ребёнку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий.
Это и есть моделирование.
При работе по данному вопросу очень полезны следующие дидактические игры:
• «Что за предметы?»
• «Скажи какой?»
• «Кто больше узнает и назовёт?»
• «Узнай по описанию»
• «Узнай, у кого?»
Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качество, действия, побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать своё мнение, обогащают словарный запас и представления детей о том или ином предмете.
Есть ряд игр, которые оказывают своё влияние на формирование последовательности действий персонажей путё м раскладывания соответствующих картинок:
• «Кто знает, тот дальше продолжает»
• «Где что можно делать?»
• «Скажи, что сначала, а что потом?»
• «Что было бы, если…»
(Привести пример о том, как однажды девочка сидела дома одна. В дверь кто-то постучал. Девочка не посмотрела в глазок и быстро открыла дверь)
Есть ряд игр на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец:
• «Свари компот» (С чего начнём и чем закончим);
• «Будем дежурить» (С чего начнём и чем закончим);
• «Одеваемся гулять» (С чего начнём и чем закончим);
Следующий важный раздел, которым мы занимаемся – это игры – драматизации, которые чаще всего мы проводим в вечерние часы. К одежде детей прикрепляем бейджики с изображением того или иного героя. Берём для драматизации, в основном, русские народные сказки. Для удобства запоминания сказку расписываем по ролям, то есть переделываем в пьесу, убирая весь лишний текст. В основном, остаются лишь диалоги и речь автора. Не прилагаем специальных усилий для того, что бы дети запоминали. Всем героям шёпотом подсказываю, то есть суфлирую. С большим желанием дети показывают сказки: «Звери в яме», «Журавль и цапля». В первой сказке много героев: курочка, петушок, заяц, волк, медведь, лиса, синичка. И иногда бывает так, что смотреть некому, все дети превращаются в артистов. Сидит один ребёнок в зале и обиженно смотрит на тех, кто выступает.
С помощью моделирования дети нашей группы уже приобрели некоторые навыки в пересказе литературных произведений, соблюдении логической последовательности, составлении описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, учатся подбирать слова, характеризующие предметы и явления, сочинять сюжетные рассказы из личного опыта.