Вера Дедюра
«Знакомство со словом, предложением». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: Закрепить понятия детей: речь, предложение, слова, звуки. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, подбирать слова – предметы, слова – действия, слова – признаки.
Развивающие задачи: Развивать фонематическое восприятие детей, связную речь.
Воспитательные задачи: Формировать навык сотрудничества.
Оборудование: буквоград, кукла, муляжи, картинки.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный этап. Ребята, сейчас мы поиграем.
Проводится игра «Лягушата» на развитие речевого слуха. Дети становятся в круг. Проговаривают вместе:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Увидали комара, Закричали: «Ква-ква-ква!»
Дети изображают прыгающих лягушек. Ребенок встает в круг, закрывает глаза и узнает, кто подает голосок. Один из детей произносит: «Ква-ква-ква».
2. Основная часть:
• Закрепление понятия «звук».
Выставляется панно – буквоград и кукла Маша.
К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела такие красивые дома. В окошках домов Машенька увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к домику с красными окошками, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». А третий кружочек подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к домику с сине-зелеными окошками. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, б-б-б, Л’-л’-л’, м’-м’-м’». Споем их вместе. Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки». Вы догадались, что мы будем обозначать такими кружочками? (Звуки.) Этими кружочками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных замках? (По-разному.) Звуки бывают разные, одни из них произносим губами, другие — языком (р-р-р, некоторые звуки поются (а-а-а, у-у-у).
• Ознакомление с понятием «слово»
Волшебница пригласила Машу в свой сад. Выставляется картинка «Сад». Что увидела Маша в саду? (Деревья, груши, яблоки, цветы.) Какие цветы растут в саду? (Маки, розы, тюльпаны.) Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.
Всему название дано — И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно, А безымянных нету!
И все, что только видит глаз — Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас, Означено словами. А. Шибаев
Волшебница приглашает Машеньку и нас в лес. Кого мы увидели в лесу? (Лису, белку, ежа.) Что вы увидели в лесу? (Ели, грибы, ягоды.)
- Динамическая пауза: Ребята, сейчас мы поиграем. Я назову слово — название животного, а вы изобразите его движением, мимикой и жестами.
• Слова – предметы.
Выставляется кукла.
Дети, чем отличается кукла Машенька от наших девочек? (Она — неживая. Она — кукла.) Нина, кто ты? (Девочка.) Миша, кто ты? (Мальчик.) Все вы. (дети). Вы, я, мамы, папы, дяди, тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди. Выставляются картинки с изображением животных. Это — живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Что общего у всех живых существ? Ответы детей.
У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?». Дети подбирают живые и неживые предметы.
• Слова – действия.
Педагог дает поручение одному ребенку шепотом. Он выполняет два-три действия. Дети наблюдают, затем отвечают на вопрос: что сделала Таня? Задание дается всем детям.
Встаньте, сделайте шаг вперед, поднимите левую руку, наклонитесь вправо. Что вы сделали? (Шагнули, подняли руку, наклонились.) Какие слова вы называли? (Слова-действия.)
• Слова – признаки.
Как же нам узнать о цвете и величине предмета? Надо задать вопрос: «какой»?
Рассматриваются разные предметы (помидор, морковь, огурец) и дети подбирают слова – признаки.
• Ознакомление с понятием «предложение»
Педагог показывает сюжетные картинки, а дети составляют по ним предложения. Далее педагог предлагает поиграть в игру. Вы будете «живыми словами». Оля станет словом белка, Таня — словом грызет, а Маша — словом орешки. Оля скажет свое слово и даст руку Тане. Таня даст руку Маше и произнесет слово грызет. Какое слово должна сказать Маша? (Орешки.) Что мы узнали о белке? (Белка грызет орешки.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Сколько слов в предложении? Сейчас слово белка уйдет, остались слова грызет, орешки. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто грызет орешки.)
Я скажу: грызть, орехи, белка. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Белка грызет орешки.)
В предложении все слова. (дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
• Работа с картинками.
Педагог объясняет детям, что из предложения состоит речь человека, а речь человеку нужна для того, чтобы общаться, узнавать что-либо новое.
То есть, вся речь человека состоит из звуков.
3. Итог: Логопед подводит итог занятия, оценивает работу детей