Получи документы

«Знакомство со словом, предложением». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе

Вера Дедюра
«Знакомство со словом, предложением». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные задачи: Закрепить понятия детей: речь, предложение, слова, звуки. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, подбирать слова – предметы, слова – действия, слова – признаки.

Развивающие задачи: Развивать фонематическое восприятие детей, связную речь.

Воспитательные задачи: Формировать навык сотрудничества.

Оборудование: буквоград, кукла, муляжи, картинки.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный этап. Ребята, сейчас мы поиграем.

Проводится игра «Лягушата» на развитие речевого слуха. Дети становятся в круг. Проговаривают вместе:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара, Закричали: «Ква-ква-ква!»

Дети изображают прыгающих лягушек. Ребенок встает в круг, закрывает глаза и узнает, кто подает голосок. Один из детей произносит: «Ква-ква-ква».

2. Основная часть:

• Закрепление понятия «звук».

Выставляется панно – буквоград и кукла Маша.

К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела такие красивые дома. В окошках домов Машенька увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к домику с красными окошками, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». А третий кружочек подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к домику с сине-зелеными окошками. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, б-б-б, Л’-л’-л’, м’-м’-м’». Споем их вместе. Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки». Вы догадались, что мы будем обозначать такими кружочками? (Звуки.) Этими кружочками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных замках? (По-разному.) Звуки бывают разные, одни из них произносим губами, другие — языком (р-р-р, некоторые звуки поются (а-а-а, у-у-у).

• Ознакомление с понятием «слово»

Волшебница пригласила Машу в свой сад. Выставляется картинка «Сад». Что увидела Маша в саду? (Деревья, груши, яблоки, цветы.) Какие цветы растут в саду? (Маки, розы, тюльпаны.) Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

Всему название дано — И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно, А безымянных нету!

И все, что только видит глаз — Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас, Означено словами. А. Шибаев

Волшебница приглашает Машеньку и нас в лес. Кого мы увидели в лесу? (Лису, белку, ежа.) Что вы увидели в лесу? (Ели, грибы, ягоды.)

- Динамическая пауза: Ребята, сейчас мы поиграем. Я назову слово — название животного, а вы изобразите его движением, мимикой и жестами.

• Слова – предметы.

Выставляется кукла.

Дети, чем отличается кукла Машенька от наших девочек? (Она — неживая. Она — кукла.) Нина, кто ты? (Девочка.) Миша, кто ты? (Мальчик.) Все вы. (дети). Вы, я, мамы, папы, дяди, тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди. Выставляются картинки с изображением животных. Это — живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Что общего у всех живых существ? Ответы детей.

У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?». Дети подбирают живые и неживые предметы.

• Слова – действия.

Педагог дает поручение одному ребенку шепотом. Он выполняет два-три действия. Дети наблюдают, затем отвечают на вопрос: что сделала Таня? Задание дается всем детям.

Встаньте, сделайте шаг вперед, поднимите левую руку, наклонитесь вправо. Что вы сделали? (Шагнули, подняли руку, наклонились.) Какие слова вы называли? (Слова-действия.)

• Слова – признаки.

Как же нам узнать о цвете и величине предмета? Надо задать вопрос: «какой»?

Рассматриваются разные предметы (помидор, морковь, огурец) и дети подбирают слова – признаки.

• Ознакомление с понятием «предложение»

Педагог показывает сюжетные картинки, а дети составляют по ним предложения. Далее педагог предлагает поиграть в игру. Вы будете «живыми словами». Оля станет словом белка, Таня — словом грызет, а Маша — словом орешки. Оля скажет свое слово и даст руку Тане. Таня даст руку Маше и произнесет слово грызет. Какое слово должна сказать Маша? (Орешки.) Что мы узнали о белке? (Белка грызет орешки.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Сколько слов в предложении? Сейчас слово белка уйдет, остались слова грызет, орешки. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто грызет орешки.)

Я скажу: грызть, орехи, белка. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Белка грызет орешки.)

В предложении все слова. (дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

• Работа с картинками.

Педагог объясняет детям, что из предложения состоит речь человека, а речь человеку нужна для того, чтобы общаться, узнавать что-либо новое.

То есть, вся речь человека состоит из звуков.

3. Итог: Логопед подводит итог занятия, оценивает работу детей

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Работа над предложением» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Работа над предложением». в подготовительной группе Программное содержание: учить детей выделять.

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания» в старшей группе Цель: Ознакомление дошкольников с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Задачи: Образовательные: -формировать у детей умение раскрывать.

Занятие по речевому развитию во второй младшей группе «Звуки музыкальных инструментов» с использованием казачьего компонентаЗанятие по речевому развитию во второй младшей группе «Звуки музыкальных инструментов» с использованием казачьего компонента Цель: знакомство детей с музыкальными инструментами используемыми донскими казаками. Задачи: - развитие речи детей, обогащение словарного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Знакомство со словом, предложением». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе
Опубликовано: 18 декабря 2024 в 09:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство со словом, предложением». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Вера Дедюра (УИ 394491) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД