Приложение МААМ

«Знакомство со словом, предложением». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе

Вера Дедюра
«Знакомство со словом, предложением». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные задачи: Закрепить понятия детей: речь, предложение, слова, звуки. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, подбирать слова – предметы, слова – действия, слова – признаки.

Развивающие задачи : Развивать фонематическое восприятие детей, связную речь.

Воспитательные задачи: Формировать навык сотрудничества.

Оборудование: буквоград, кукла, муляжи, картинки.

Темочки:

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный этап. Ребята, сейчас мы поиграем.

Проводится игра «Лягушата» на развитие речевого слуха. Дети становятся в круг. Проговаривают вместе:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара, Закричали: «Ква-ква-ква!»

Дети изображают прыгающих лягушек. Ребенок встает в круг, закрывает глаза и узнает, кто подает голосок. Один из детей произносит: «Ква-ква-ква».

2. Основная часть:

• Закрепление понятия «звук».

Выставляется панно – буквоград и кукла Маша.

К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела такие красивые дома. В окошках домов Машенька увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к домику с красными окошками, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». А третий кружочек подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к домику с сине-зелеными окошками. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, б-б-б, Л’-л’-л’, м’-м’-м’». Споем их вместе. Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки». Вы догадались, что мы будем обозначать такими кружочками? (Звуки.) Этими кружочками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных замках? (По-разному.) Звуки бывают разные, одни из них произносим губами, другие — языком (р-р-р, некоторые звуки поются (а-а-а, у-у-у).

Ознакомление с понятием «слово»

Волшебница пригласила Машу в свой сад. Выставляется картинка «Сад». Что увидела Маша в саду? (Деревья, груши, яблоки, цветы.) Какие цветы растут в саду? (Маки, розы, тюльпаны.) Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

Всему название дано — И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно, А безымянных нету!

И все, что только видит глаз — Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас, Означено словами. А. Шибаев

Волшебница приглашает Машеньку и нас в лес. Кого мы увидели в лесу? (Лису, белку, ежа.) Что вы увидели в лесу? (Ели, грибы, ягоды.)

- Динамическая пауза: Ребята, сейчас мы поиграем. Я назову слово — название животного, а вы изобразите его движением, мимикой и жестами.

Слова – предметы.

Выставляется кукла.

Дети, чем отличается кукла Машенька от наших девочек? (Она — неживая. Она — кукла.) Нина, кто ты? (Девочка.) Миша, кто ты? (Мальчик.) Все вы. (дети). Вы, я, мамы, папы, дяди, тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди. Выставляются картинки с изображением животных. Это — живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Что общего у всех живых существ? Ответы детей.

У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем : «Что это?». Дети подбирают живые и неживые предметы.

Слова – действия.

Педагог дает поручение одному ребенку шепотом. Он выполняет два-три действия. Дети наблюдают, затем отвечают на вопрос: что сделала Таня? Задание дается всем детям.

Встаньте, сделайте шаг вперед, поднимите левую руку, наклонитесь вправо. Что вы сделали? (Шагнули, подняли руку, наклонились.) Какие слова вы называли? (Слова-действия.)

Слова – признаки.

Как же нам узнать о цвете и величине предмета? Надо задать вопрос: «какой»?

Рассматриваются разные предметы (помидор, морковь, огурец) и дети подбирают слова – признаки.

Ознакомление с понятием «предложение»

Педагог показывает сюжетные картинки, а дети составляют по ним предложения. Далее педагог предлагает поиграть в игру. Вы будете «живыми словами». Оля станет словом белка, Таня — словом грызет, а Маша — словом орешки. Оля скажет свое слово и даст руку Тане. Таня даст руку Маше и произнесет слово грызет. Какое слово должна сказать Маша? (Орешки.) Что мы узнали о белке? (Белка грызет орешки.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Сколько слов в предложении? Сейчас слово белка уйдет, остались слова грызет, орешки. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто грызет орешки.)

Я скажу: грызть, орехи, белка. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Белка грызет орешки.)

В предложении все слова. (дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

• Работа с картинками.

Педагог объясняет детям, что из предложения состоит речь человека, а речь человеку нужна для того, чтобы общаться, узнавать что-либо новое.

То есть, вся речь человека состоит из звуков.

3. Итог: Логопед подводит итог занятия, оценивает работу детей

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Работа над предложением» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Работа над предложением». в подготовительной группе Программное содержание: учить детей выделять.

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания» в старшей группе Цель: Ознакомление дошкольников с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Задачи: Образовательные: -формировать у детей умение раскрывать.

Занятие по речевому развитию во второй младшей группе «Звуки музыкальных инструментов» с использованием казачьего компонентаЗанятие по речевому развитию во второй младшей группе «Звуки музыкальных инструментов» с использованием казачьего компонента Цель: знакомство детей с музыкальными инструментами используемыми донскими казаками. Задачи: - развитие речи детей, обогащение словарного.

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство со сказкой Т. Кирюшатовой «Осенние ленточки» во второй младшей группеКонспект занятия по речевому развитию «Знакомство со сказкой Т. Кирюшатовой «Осенние ленточки» во второй младшей группе Конспект занятия по речевому развитию "Знакомство со сказкой Т. Кирюшатовой "Осенние ленточки" во второй младшей группе. Цель: - знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство со словом, предложением». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе
Опубликовано: 18 декабря 2024 в 09:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство со словом, предложением». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Вера Дедюра (УИ 394491) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России
23 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД