Елена Шестопалова
Оформление уголка по речевому развитию «Абвгдейка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. На развитие речи ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и воспитателем, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие познавательности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности. В состав предметно-развивающей среды входит уголок речевого развития в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии речи детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В основу наполняемости речевого уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.
Публикация «Оформление уголка по речевому развитию „Абвгдейка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2020
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в речевом уголке, в зависимости от темы недели.
Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, т. к. это затрудняет выбор.
Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, игры, предусматривающие компенсацию высших психических функций и составляющие психологическую базу речи.
Чем сложнее и многообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении. Весь материал должен соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по лексическим темам предполагает системность в работе. Она регулируется воспитателями в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка было комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам и пособиям.
Расположить речевой уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные
условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься.
Наполняемость речевого уголка должна осуществляться по разделам:
– артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы.
Например: «Артикуляционная гимнастика в считалках», В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;
- мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. ;
– дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ;
– высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру».
– фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например Игры с парными карточками;
– звукопроизношение: игровые упражнения Л. А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д. ;
– лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др. ;
– грамматический строй речи: игры Е. М. Карповой, Е. В. Соловьевой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др. ;
– связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др. ;
– грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем речевого уголка можно сделать игрушку у нас - это Мальвина и Незнайка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Это обязательно одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики.
Дети сами подходят к речевому уголку «Абвгдейка» : делают гимнастику для язычка, играют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.
Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.
Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.