Цема Ирина Михайловна
Знакомство с системой освоения музыкально-двигательной выразительности С. Д. Рудневой
▼ Скачать
Музыкальное движение Стефаниды Руднев
ой [/b]
Привлечение внимания к художественно-эстетическому воспитанию в XIX-XX вв. можно охарактеризовать и большим увлечением музыкально-ритмической деятельностью. В XX века ритмическое и тембровое начало в музыкальном искусстве, как выразительное средство, выходит на первый план. Важное место в музыкально-ритмическом воспитании занимает деятельность Стефаниды Рудневой. Она в сотрудничестве с О. К. Поповой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш являются создателями «Гептахорда», считая музыкальное движение способом развития и усовершенствования личности. Эти педагоги направили свою работу на формирование личности ребенка, создавая методики, которые применялись в школах и гимназиях.
Публикация «Знакомство с системой освоения музыкально-двигательной выразительности С, Д, Рудневой» размещена в разделах
Стефанида Руднева (1890-1989) – это искусствовед и педагог, которая посвятила себя музыке, музыкальному движению, его активному распространению. Она работала в Москве и Ленинграде, выступала с докладами на семинарах по музыкально-ритмической работе, с ее участием разрабатывалась методика, задача которой «не просто зубрить с детьми непосильные движения, а воспитывать у них двигательные приемы, исходя из простой и забавной для них музыки».
Музыку дети начинают понимать через пластическую импровизацию, которая основывается на переживании музыкального материала. С. Д. Руднева так определяла педагогические задачи работы по методу музыкального движения в детском саду и начальной школе:
— воспитывать у детей умение слушать, воспринимать и оценивать музыку;
— развивать любовь к музыке;
— готовить будущих чутких слушателей и любителей музыки;
— воспитывать творческое начало, развивать воображение и музыкальность;
— создавать необходимые условия для естественного выявления <…> моторных реакций в движениях всех частей тела;
— знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, переживать их, обогащать эмоциональный мир детей.
Работа по методу С. Д. Рудневой предполагает постепенное введение детей в мир музыки посредствам движения. Пластика и музыка неразрывно связаны, и детям необходимо это объяснять, доносить через одновременное воспроизведение музыки и двигательных реакций на нее. Так формируется целостный музыкально-двигательный образ. Автор говорит о мелодии, как о носительнице главной мысли в музыке, именно на нее стоит опираться в выборе движений, вслушиваться в нее, чувствовать и понимать. Она является как бы путеводной звездой, которая ведет детей от начала музыкального произведения до его конца, показывая развитие и содержание музыкального образа произведения в целом.
Основу начальных упражнений составляют привычные всем движения – это бег, прыжки, ходьба, повороты, простые танцевальные движения. Дети учатся с их помощью понимать язык движений, овладевать своим телом и некоторыми двигательными умениями и навыками, а затем выражать в их последовательности содержание музыкального образа. Заторможенность детей преодолевается через увлекательные задания, которые ярко контрастируют с долгим сидением за партами.
Эмоциональная выразительность в показах движений является неотъемлемой частью успеха правильного усвоения детьми новых элементов. С. Д. Руднева в своей методике стремилась к тому, чтобы все дети были одинаково активны и заинтересованы. Хочется отметить прием, при котором движения для упражнения или танца показывает хорошо успевающий ученик, так как зачастую дети лучше воспринимают новую информацию «из уст» ровесника.
Материал в системе С. Д. Рудневой состоит из шести разделов, в первом из которых происходит освоение приемов музыкально-двигательной выразительности. Это различные, пружинные, маховые и плавные движения. Сопровождает эти движения обычно веселая музыка, обусловливающая легкие движения, или же, пружинистая с чередованием двух фаз: сильной и слабой, то есть движениями тела вверх и вниз. Это помогает детям чувствовать различия между слабой и сильной долями и правильно выполнять упражнения. Руднева писала, что плавные движения труднее осваиваются детьми, чем движения пружинные и маховые. Использовался метод сообразности упражнений, например, с движениями крыльев, резинкой, которая туго и медленно сжимается и растягивается.
Второй раздел направлен на освоение основных движений различного эмоционально-динамического характера. Он включает в себя, ходьбу, бег и прыжковые движения. Материал постепенно усложняется и становится более насыщенным, движения детей совершенствуются, и это помогает им лучше справляться с новыми заданиями.
Третий раздел активизирует и развивает творческие способности детей, способствует проявлению креативности и самостоятельности. Воплощается это в игровых музыкально-пластических заданиях, которые впоследствие учащиеся выполняют самостоятельно, используя движения, соответствующие звучащей музыке.
Танцевальные упражнения составляют четвертый раздел, где используются элементы плясок и танцев, акцентируется внимание на положениях и движениях рук. Этот раздел также включает в себя исполнение элементов бальных танцев: галопов, мазурок, полек.
Пятый и шестой разделы посвящены музыкально-пространственным композициям, пляскам, хороводам и танцам. Эти упражнения способствуют развитию чувства единения коллектива, способности двигаться в общем темпе, слаженно, в едином сценическом пространстве.
Все разделы системы связаны между собой, упражнения усложняются на основе единого принципа спирали, включая уже пройденные элементы в новые танцы, игры. Упражнения системы С. Д. Рудневой нацелены на гармоническое развитие тела, на то, чтобы дать ученику музыкально-двигательную культуру художественного порядка, то есть развивать, раскрывать, обогащать в ученике природный музыкально-двигательный рефлекс.
С постепенным продвижением вперед, от детей ожидается более точное соответствие формообразованию музыки, исполнение ее деталей, которые они выполняют, исходя из уже приобретенного музыкально-двигательного опыта и знания множества движений.
Система музыкального движения включает в себя труды таких педагогов, как С. Руднева, Э. Фиш, Е. Дубянская, Н. Федорова, Т. Ломова, Е. Горкун, П. Гольдберг, Р. Френкель, Г. Соболь и многих других. Стефанида Руднева систематизировала и придала законченность их трудам, собрав все лучшее. Спустя годы эта система продолжает жить и быть популярной.
Для экспериментальной работы из данной методики выбраны некоторые методы и приемы работы подготовительного и первого из шести разделов С. Д. Рудневой, а именно:
• изучение основных исходных положений тела;
• начальные упражнения на освоение пружинистых и плавных движений;
• смена заданий после долгого пребывания в сидячем положении за партами;
• показ нового материала учениками, которые хорошо успевают.
Система музыкально-ритмического воспитания С. Д. Рудневой направлена на развитие у ребенка музыкального мышления, на развитие умения отражать содержание музыкальных образов в движении. Методика отличается способами и приемами взаимодействия с обучающимися, стремится к выработке умений и навыков у детей, которые они смогут применять самостоятельно в последствие.
Главной составляющей в методике ритмического воспитания С. Д. Рудневой является искусство пластической импровизации под музыку. В данной работе возможно использование некоторых упражнений на выработку основных стоек, освоение базовых шагов и движений, которые в дальнейшем дети смогут использовать в пластических импровизациях.