Ольга Гаврилова
Знакомство с художественной литературой в старшей группе на примере карельской народной сказки «Горшок киселя»
▼ Скачать
Цель:
Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества на примере карельской народной сказки «Горшок киселя».
Задачи:
1. Развивать умение анализировать произведение и нравственные поступки героев.
2. Развивать речь детей, умение думать и делать выводы.
3. Поддерживать инициативность, самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
4. Учить детей следить за развитием сказочного действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки.
5. Обогащать словарь, посредством использования традиционных для сказок речевых оборотов, присказок, концовок.
Публикация «Знакомство с художественной литературой в старшей группе на примере карельской народной сказки „Горшок киселя“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Республика Карелия
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
6. Учить детей понимать, чему учит сказка.
7. Воспитывать интерес к сказкам.
Материалы: Книга с карельскими народными сказками, большой конверт с письмом и заданием от Домового, горшочек, игра «Магазин» с блоками Дьенеша, магнитная доска.
Предварительная работа:
Знакомство с республикой Карелия, её достопримечательностями, национальными блюдами, карельскими играми, сказками.
Ход ситуации:
- Дети присаживайтесь на стульчики, пожалуйста!
Звенит колокольчик.
Воспитатель:
- Прозвенел звонок весёлый
Начать беседу мы готовы.
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.
- Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одной карельской сказкой.
Проблемная ситуация
- Ой, ребята, а куда же пропала наша книжка со сказками? (Ответы детей)
- Смотрите, на её месте лежит какой-то большой конверт, наверное, надо посмотреть что в нём?
На конверте написано «Детям из группы №5». Воспитатель открывает конверт и читает: «Дорогие ребята, мне стало скучно и я решил с вами поиграть в прятки, это я взял вашу книгу и спрятал в вашей группе пока вы спали, а чтобы найти её вам нужно отгадать мой шифр», воспитатель достаёт лист с шифром и показывает детям.
- Ну, что, ребята, поможете найти книгу с нашими сказками?
Ребята с радостью соглашаются и отгадывают шифр. Получилось слово «Диван», дети направляются к дивану и за ним находят книгу.
- Молодцы, ребята, что справились с заданием домового.
- Мы с вами знакомились с Республикой Карелия. Мы уже узнали о некоторых её достопримечательностях (кто вспомнит о каких, о национальных блюдах, играли в карельскую игру, читали сказки, а сегодня я хочу вас познакомить ещё с одной Карельской народной сказкой.
-А почему она называется карельская?(Ответы детей)
- Ребята, а как в думаете, как будет называться сказка, если её придумают, например, в Белоруссии? Молдавии? Удмуртии? Якутии? Башкирии? В Узбекистане? Якутии? Грузии? (Ответы детей)
- А что такое сказка?(это вымышленная история со счастливым концом)
- Какие сказки бывают?(Волшебные-волшебный сюжет, мифические персонажи, учат различать добро и зло, волшебные предметы, о животных – главные герои -животные, они разговаривают, ведут себя как люди, на их примере объясняется что хорошо, что плохо, бытовые – сюжет из обычной жизни, героями являются люди, высмеивает человеческие пороки)
- Какие сказки вы знаете?(ответы детей)
- Чему учат сказки?(доброте, уму, трудолюбию, милосердию).
- Давайте вспомним с каких слов обычно начинается русские народные сказки (Жили-были, в некотором царстве-некотором государстве, В тридевятом царстве, тридесятом государстве, За тридевять земель – в тридесятом государстве) Это называется Зачин.
- А какими словами обычно сказки заканчиваются? (стали жить поживать и добра наживать, И сейчас живут хлеб жуют, вот и сказочке конец, а кто слушал молодец! И я там был, и мёд я пил, по усам текло, а в рот не попало). Это называется концовка сказки.
А вот Карельские народные сказки, в основном, начинаются со слов: Жила…жил…жили, или Давным-давно жили, или просто Были, Жили-были встречается тоже, но нечасто. Заканчиваются: может и поныне ещё живут… вот и вся сказка… тут и сказке конец.
Наша сегодняшняя сказка называется «Горшок киселя», обратите внимание на зачин и концовку сказки.
ЧТЕНИЕ.
После прочтения задать вопросы:
- Почему это произведение называется сказкой?
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
- Какая эта сказка - волшебная, бытовая или о животных (бытовая)
- Как она называлась? Как начиналась(были раньше)? Какими словами закончилась(Зря я кисель царю носил, лучше б сами съели)
- Чему учит эта сказка?(учит всегда помнить о будущем, бережно относиться к своим запасам, к тому что имеешь, учит бережливости, экономности, думать над своими поступками).
- Как можно сказать про старика – какой он(глупый, простодушный).
- А как бы, ты поступил, Артём, на месте героя сказки? А ты Света?
- Ребята, а вам не жалко старика? Ведь он всего лишился, даже горшка, и ему, наверное, нечего кушать? (дети говорят, что жалко).
- Ребята, давайте поможем старику и отправим ему посылку: горшочек и немного продуктов. Для этого нам нужно купить эти продукты. Посмотрите, какой у меня есть замечательный магазин,
в нём есть различные продукты, но деньги в этом магазине не обычные, а вот какие (воспитатель раскладывает на столике рядом с магазином блоки Дьенеша – это деньги).
Дети выбирают продукт (товар, который хотят приобрести и определяют какую денежку нужно заплатить за него (сводят линии по горизонтали и вертикали, как в игре «Морской бой», выбирают нужный блок, отдают воспитателю (продавцу, забирают товар и кладут в горшочек.
Молодцы, ребята! А на следующем занятии вы попробуете мне перессказать эту сказку сами при помощи вот такой мнемотаблицы.