Екатерина Лихоманова
Конспект занятия «Знакомство с гжельской росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски. Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке. Всем известная фарфоровая утварь с синим орнаментом взяла свое название у своей исторической родины – волости «Гжель», расположенной примерно на расстоянии шестидесяти километров от города Москвы. Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с гжельской росписью“» размещена в разделах
Учить выделять характерные особенности росписи, рисовать розу, украшать бордюр чайника простыми элементами;
Продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора;
Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти;
Продолжать формировать умение смешивать краску с белилами;
Закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умения рассказать об этом.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность и творчество;
Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;
Развивающие задачи:
Развивать память, мышление, творческое воображение.
Расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)
Планируемый результат занятия : Выполняют роспись в технике гжельского узора, используя различные приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти. Умеют смешивать краски. Знают о народных промыслах, их особенностях и могут рассказать.
Предварительная работа: Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них. Посещение мини – музея в стенах детского сада. Знакомство с декоративными приемами рисования. Рассматривание альбома, книг, иллюстраций.
Материалы и оборудование: гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки, палитра, готовые бумажные заготовки для росписи : чайник.
Ход НОД
Воспитатель:
- Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами. Сегодня рано утром на посту охраны оставили посылку для группы «Самоцветики» Посмотрите, какая она необычная. (на посылке наклеены предметы разных промыслов)
-Кто же нам её прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)
-Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.
-Здесь игрушки. Какие они весёлые, яркие, нарядные.
Как хороша эта девица-душа:
Щёчки алые горят, удивительный наряд!
-Это игрушка каких умельцев? –(дымковская игрушка)
А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный,
У красавца индюка
Все расписаны бока!
-Это игрушка каких умельцев?
-Вот ложки расписные, деревянные. Как называется эта роспись? (хохломская роспись)
-Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нём говорится.
Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка - глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель!
(дети находят в посылке предметы Гжели)
-Ребята, а у вас дома есть изделия с такими синими узорами?
(ответы детей)
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами.
Сказка (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают иллюстрации)
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным - давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись. И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Давайте все вместе посмотрим на изделия из гжели.
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Воспитатель:
-Понравилась вам сине-голубая сказка?
(ответы детей)
Беседа по сказке.
-О каком промысле эта сказка?
-Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
(из глины)
-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)
-Какие узоры используют мастера для своих изделия?- показ демонстрационных изображений элементов Гжели
(широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)
-Какие изделия делали мастера из глины?
(посуда, различные фигурки)
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник,
(«Надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(вторая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг)
Воспитатель: Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе её название – Гжель.
-Почему Гжель называют сине-голубой? Есть у меня набор гжельской посуды (называет имеющиеся модели для раскрашивания, но только они чёрно- белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? (дети выбирают посуду и садятся за столы)
-Узор на всех предметах должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.
-Каким узором украшен чайник? (цветком и бордюром)
-Где расположен цветок? (в середине, на одной стороне посуды)
-Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки)
-На что похожи лепестки цветка? (на капельку)
-Рассмотрите кайму, которая украшает всю посуду – это тонкая волнистая линия с точками.
-Капелька – один из любимых элементов Гжели.
Разбор этапов выполнения работы
• Серединка цветка.
• Лепестки-капельки.
-Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? (равномерно)
• Бордюр. (волнистая линия с точками)
Особый приём, отличающий гжельскую роспись, «растяжение цвета», от тёмно-синего до бледно-голубого. Работая гуашью, «растяжение цвета» можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с внутренней стороны лепестка.
(уточнить приёмы рисования – сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть, вытереть её салфеткой и, пока краска не высохла, провести мазки с внутренней стороны кистью, получится голубой оттенок)
Воспитатель
-С чего вы начнёте работу?
А чтобы вам запомнилось и понравилось это занятие, пока вы будете разукрашивать я включу вам приятную музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
-Приступаем к работе.
(воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям)
Подведение итогов
Воспитатель:
-Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».
-О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)