Елена Малышева
Конспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цилиндром и его свойствами. Счет до 7»
Программные задачи: Сформировать представление о цилиндре и о его свойствах, учить распознавать предметы цилиндрической формы, соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами.
Закрепить счет до 7, представление о образовании чисел 6 и 7 путем уменьшения и увеличения на 1, знать цифры в пределах 7, соотносить их с цветными числами, сравнивать 2 группы предметов, устанавливая между ними равенство.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Знакомство с цилиндром и его свойствами, Счет до 7“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Свойства материалов и веществ
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Цилиндр. Все о цилиндрах для детей
- Число и цифра 7. Состав числа семь, счёт до семи
- Темочки
Упражнять в умении декодировать геометрические фигуры с помощью знаков-символов, обозначающих их свойство. Развивать у детей приемы мыслительной деятельности. (анализ, синтез, вариативность мышления, воображения, умение задавать вопросы.
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, самоконтроля, умение и желание сотрудничать.
МАТЕРИАЛ:
Демонстрационный : таблица с геометрическими фигурами, карточки с символами, набор предметов цилиндрической формы; наборы карточек с цветными числами (для обозначения).
Раздаточный: цветные числа, по 7 цилиндров на каждого ребенка; билеты на каждого ребенка с пропущенной цифрой до 7, карандаши цилиндрической формы по 2 на каждого ребенка;
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что сегодня мы получили письмо-приглашение. Царь из страны Считалии приглашает нас отправиться в путешествие, но не в свою страну, а в другую, какую пока не известно.
Чтобы добраться до этой страны мы должны сесть на поезд, а для этого надо купить билеты. На билетах у вас изображены круги с цифрами от 1 до 7, но какая-то цифра пропущена. Вот та, которой не хватает и будет номером вашего места, а места обозначены цветными числами. (Например, если у ребенка пропущена цифра 3, то он должен занять место с голубой полоской.) Воспитатель проверяет правильность выполнения задания
Какая цифра у тебя пропущена? Каким цветным числом она обозначена?
Все заняли свои места, пора отправляться в путь, дорога у нас дальняя (тихо звучит музыка песни «Маленькая страна»).
Чтобы нам не было скучно в пути, мы побыстрее добрались до места, поиграем в игру «Да - Нет» (Играем один-два раза, если дети быстро отгадают фигуру.)
Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами, расположенными в два ряда.
-Я загадала фигуру, вы попробуйте ее отгадать.
Примерные вопросы детей:
Эта фигура находится в верхнем ряду?
У нее есть углы?
Она находится справа от. ?
-Она красного цвета?
Ну вот и наша остановка. Дети подходят к столу, где расположены предметы цилиндрической формы (разного цвета, величины, из разных материалов, разного размера)
Вот и эта загадочная страна, у которой пока нет названия.
Чем отличаются жители этой страны? (они разного роста-высоты, разной толщины, разного цвета, сделаны из разных материалов - из бумаги, дерева, металла, стекла.)
-А что же у них у всех общего, чем они похожи? (у них у всех одинаковая форма)
Может быть вы знаете как называется предмет такой формы? (Дети могут назвать цилиндры, если знают)
Да, в этой стране живут цилиндры.
Как можно назвать эту страну? (Цилиндрия, Цилиндроград, Цилиндринск, Цилиндробург)
А знаете почему называется эта фигура-цилиндр?
Очень давно, когда еще не было никаких машин, люди передвигали тяжелые предметы при помощи стволов деревьев. Подумайте как? (предложить взять 2 карандаша цилиндрической формы и попробовать перекатить кирпичик)
Цилиндр в переводе на русский язык так и обозначает «каток, валик». Одно из его свойств - его можно катить.
А что обычно делают из таких устойчивых цилиндров? (колонны, опоры для мостов, ножки у скамеек)
А у нас в группе есть предметы, похожие на цилиндр? (Дети называют предметы)
А теперь пойдем за столы, там нас ждут жители интересной страны.
(Дети садятся за столы, на которых у каждого ребенка по 6 циллиндров разного размера и один куб.)
Сколько всего у вас фигур? (7)
Как вы думаете, какая фигура лишняя? (куб)
Почему вы думаете, что она лишняя? (Все цилиндры и 1 куб.)
Уберите лишнюю фигуру
Сколько у вас цилиндров? (6)
Как мы получили число 6? (убрали одну фигуру)
Для наших цилиндров есть угощение - конфеты.
На что они похожи? (На низкие цилиндры)
Отсчитайте столько же конфет, сколько у вас цилиндров.
Сколько отсчитали конфет? Почему? (Цилиндров 6 и конфет)
Что можно сказать о количестве конфет и цилиндров? (Их поровну, по 6, цилиндров столько же, сколько и конфет).
-Появился еще один цилиндр, опоздавший. Предлагаю детям взять по одному цилиндру из лоточка.
-Сколько стало цилиндров? Чего больше? Чего меньше? Как сделать поровну, по 7? Как мы получили число 7?
Цилиндры очень любят фотографироваться. Давайте посмотрим как будет выглядеть цилиндр на фотографии.
Показываю большой цилиндр и предлагаю посмотреть на него сбоку.
На какую фигуру он похож? (на прямоугольник)
А если посмотреть на его торец? (это круг)
Сколько у него кругов? (2)
На память жителям этого города предлагаю подарить подарок.
Звучит фонограмма «Маленькая страна» и дети с воспитателем снова «возвращаются» в группу.
Вопросы:
Где мы с вами побывали?
С чем познакомились?
Что нового узнали?
Куда бы вам хотелось отправиться в путешествие в следующий раз?