Октябрина Ооржак
Открытое занятие по обучению грамоте «Знакомство с буквой «И» со звуком [И]» для детей 6 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр творчества» Барун-Хемчикского кожууна
Разработка открытого занятия по обучению грамоте на тему:
«Знакомство с буквой И, звуком И».
Педагога дополнительного образования:
Ооржак Октябрины Михайловны
с. Кызыл-Мажалык-2021
Пояснительная записка
Публикация «Открытое занятие по обучению грамоте „Знакомство с буквой „И“ со звуком [И]“ для детей 6 лет» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Занятие проведено с обучающимися группы «Росток по программе «Дополнительная общеразвивающая программа группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке «Росток», для детей 6 лет, непосещающих ДОУ».
Тема, цель, тип, задачи занятия сформированы с учётом возрастных особенностей обучающихся согласно дополнительной общеразвивающей программе «Росток».
По форме занятие комбинированного типа, включающее беседу с просмотром презентации и видеосюжетов с организацией индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы.
На организационно-подготовительном этапе создан благоприятный микроклимат детей с настроем на творческую учебную деятельность. Дети с активно включаются в деятельность через музыкальную разминку, со снятием эмоционального напряжения.
Для формирования новых знаний о гласном звуке была предложена мотивация: чтение стихотворения с выделением начального звука в слове «иголка». А для решения проблемного и поискового метода обучения были поставлены загадки про очки и иголку.
Через практический метод активизированы знания, умения и навыки детей. На доске мелом графически смоделировали, раннее изученное стихотворение на данную букву И, прочитав её.
Используя, метод поощрения, «Молодцы!» использованы переходы к следующим этапам работы. Изучение нового материала началось со словарной работы с использованием наглядного метода, искали и называли слова на букву И: игрушки, игла, кубики, зверушки, кукла Ира, ослик ИА.
Для закрепления слов на букву И было просмотрено видео отрывок урока «Азбука-малышка», Носовой Ольги Михайловны - учителя начальных классов МОУ СОШ № 11 Курского района Ставропольского края. Тем самым решили воспитательную задачу : игрушки - это наши лучшие друзья. Их нужно беречь, ставить на свои места и не портить.
Далее применяется практические методы для выполнения графических заданий «Печатная буква И», где поэтапно на презентации показано как пишется печатная буква И. Сначала пишется руками букву в воздухе, затем на листочках, а далее проверяем по презентации.
Работа с заданиями на листочках, активизирует мыслительную деятельность, где решаются логические задачи:
1. Игра «Превращение буквы И». /раздаточный материал: простые карандаши, листочки с буквами И/, где букву И превращаем в калитку, в корону и в конверт.
2. Игра с картинками «Назови картинки и закрась красным цветом столько кружков, сколько звуков [И] слышится в каждом слове?
3. Игра по нахождению буквы И по карте, где среди ранее изученных букв находят и обводят данную букву.
Итоги занятия подведены с применением методов воспитания (поощрения, мотивации): Все сегодня хорошо поработали, молодцы! Далее даётся домашнее задание по написанию буквы И, раскрашиванию и обведению.
В конце занятия дан отдых с музыкальной рефлексией «Мы ногами топ-топ-топ…» и логически завершена применением здоровьесберегающей технологии - музыкальная релаксация. Занятие получилось интересным, эффективным и плодотворным. Занятие может быть рекомендовано родителям, педагогам и воспитателям ДОУ.
Занятие по обучению грамоте
по теме «Знакомство с буквой И, звуком И»
Цель занятия: Создание условий для формирования новых знаний о звуке и букве И.
Формируемые УУД:
Познавательные: осмысление звука и буквы И.
Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: умение объяснять свои действия, учиться быть терпимыми к чужому мнению.
Оборудование:
а) для педагога: ТСО: ноутбук, телевизор, флеш-карта, электронный презентационный материал по обучению грамоте Носовой Ольги Михайловны – учителя начальных классов Ставропольского края, музыкальная рефлексия, музыкальная разминка, мел, доска.
б) для учащихся: инструкционные карты, листы бумаги, ручки, карандаши простые и красного цвета.
Ход занятия:
№ Этап Содержание занятия
Деятельность
педагога Деятельность обучающихся Формируемые УУД
1. Организационно-
подготовительный и
диагностический:
Мотивация к занятию
1. Подготовка педагога и детей к занятию, /проверка готовности к занятию/. Создание педагогом благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания
Приветствуют педагога и друг друга.
Проверяют готовность к занятию.
Эмоциональный настрой.
Включение в деятельность через музыкальную разминку.
Актуализация знаний
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения. Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения с выделением начального звука в слове «иголка»
Есть и-голки у ежа.
Есть и-голки для шитья.
И у ёлки есть и-голки.
Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово»
Педагог: Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
- И- и- и- иголка.
-Какой звук я выделяла голосом?
Повторим звук И:
И-И-И-И.
Значит сегодня, каким новым звуком и буквой мы будем знакомиться?
Какие вы догадливые, молодцы!
Это звук [И] и буква И. Мы можем увидеть звук? А почему?
Потому что мы звуки слышим, а буквы видим. Значит, мы познакомимся не только с звуком И, но и буквой И.
Догадливые вы мои, попробуйте отгадайте загадки.
3. Загадки:
1. Носят их все на носу, 2. Тонка, умела, колка.
Дома, в городе, в лесу. А зовут её …/ИГОЛКА/
Молодёжь и старички
Эти два кружка это…/ОЧКИ/
Педагог: Ах, какие, молодцы! Это очки и игла. Молодцы!
4. Вспомним стихотворение про букву И:
СОЧИНИЛА БУКВА И
ПРО САМУ СЕБЯ СТИХИ.
ИХ ЗАПОМНИЛИ ИГРУШКИ,
КУКЛЫ, КУБИКИ, ЗВЕРУШКИ.
Педагог: На доске мелом графически смоделируем стихотворение и расскажем по моделям стихотворение. Обучающиеся садятся на стульчики, внимательно слушают стихотворение.
Обучающиеся произносят и выделяют звук И.
Знакомятся с буквой И.
Осознают различие между звуком и буквой.
Обучающиеся отгадывают загадки.
Слушают ответы друг друга.
Обучающиеся повторяют стихотворение.
Графически моделируют её на доске мелом.
Познавательные:
Формировать умение анализировать стихотворение с выделением начального звука в слове «иголка»
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: Осознание внимательности
Регулятивные:
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися.
Познавательные:
Формирование навыка
извлечения необходимой информации из загадки
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: осознание важности информации
Личностные: осознание важности понятия, что игрушки - это наши лучшие друзья
Познавательные:
Формирование знаний, умений и навыков в выполнении творческих заданий
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
2. ККК Конструирующий, состоящий из основного и систематизированного
5. Смотрим на картинку и ищем слова на букву И, называем: игрушки, игла, кубики, зверушки, кукла Ира, ослик ИА. Молодцы!
Педагог: Дети, а какие слова знает Тётушка Сова на букву И посмотрим?
6. /просмотр отрывка видеоурока/
7. А теперь, посмотрим, как пишется печатная буква И на презентации.
- Из каких элементов состоит печатная буква И? Палочка, кривая палочка, палочка. Вот так /показ написания печатной буквы И/. А теперь, все пишем в воздухе печатную букву И. Молодцы, дети!
Педагог:Посмотрим на экране.
Индивидуальный и фронтальный подход к детям/
Педагог: Мы написали буквы, а теперь поиграем в увлекательные игры с буквой И.
Обучающиеся ищут слова на букву И, называют её.
Обучающиеся просматривают отрывок видеоурока на букву И.
Обучающиеся смотрят презентацию и упражняются в воздухе в написании буквы И, затем пишут на листочках букву И
Обучающиеся пишут самостоятельно на листочках
Познавательные:
Визуальное формирование знаний, умений и навыков о букве и звуке И
Коммуникативные: формулировать собственное мнение
Личностные:
Осмысление важности называния и и написания буквы И
Познавательные:
Визуальное формирование знаний, умений и навыков о букве и звуке И
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Личностные:
осознание важности в назывании и в написании буквы И
8. Письменные задания.
Превратим букву И в калитку, конверт и корону.
1. Игра «Превращение буквы И»./раздаточный материал: простые карандаши, листочки с буквами И/, где дети превращают букву И в корону, в калитку, в конверт
2. Игра с картинками «Назови картинки и закрась красным цветом столько кружков, сколько звуков [И] слышится в каждом слове?
3. Игра по нахождению буквы И по карте, где дети находят данную букву среди раннее изученных букв.
Обучающиеся работают на специальных листках с комбинированными заданиями самостоятельно
Познавательные:
формировать знания, умения и навыки логически решать задачи
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Личностные:
формировать умение организовывать учебное взаимодействие в паре
3. Ит Итог урока: Все сегодня хорошо поработали, молодцы!
Игрушки - кто они? Можно бросать их или ломать?
С какой буквой мы познакомились?
О что мы превращали букву И? Повторим стихотворение про букву И:
СОЧИНИЛА БУКВА И
ПРО САМУ СЕБЯ СТИХИ.
ИХ ЗАПОМНИЛИ ИГРУШКИ,
КУКЛЫ, КУБИКИ, ЗВЕРУШКИ.
Педагог:
Чтоб к следующему занятию не забыли букву. И, позанимайтесь дома, хорошо, дети!
Домашнее задание. Напишите печатную букву по образцу. Найдите и обведите букву И. Раскрасьте те предметы, в названии которых есть буква И.
Педагог: Вот и закончился наше занятие, хорошо поработали, изучили новое, а теперь отдохнём и разомнёмся, ножками потопаем, ручками похлопаем.
Рефлексия. Музыкальная рефлексия «Мы ногами топ-топ-топ…»
Отвечают на заданные вопросы.
Обучающиеся повторяют стихотворение.
Обучающиеся внимательно слушают педагога и задают вопросы.
Обучающиеся отдыхают ножками топают, ручками хлопают.
Познавательные:
формировать знания, умения и навыки логически решать задачи
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Личностные:
формировать умение организовывать учебное взаимодействие в паре
Личностные:
Формировать умения объяснять самому себе: «что я хотел сделать» и «что я смог» (результаты).