Надежда
Знакомство родителей с элементами ЗОЖ и использование их в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство родителей с элементами ЗОЖ
и использование их в воспитании детей.
Учитель-логопед
Шакирова Н. Н.
«Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой стоит не только не пожалеть времени, сил, труда и социальных благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нетерпимой и унизительной»
Мишель Монтень
Публикация «Знакомство родителей с элементами ЗОЖ и использование их в воспитании детей» размещена в разделах
За последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%. А среди дошкольников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и тонкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления.
Из приведённых примеров выше, видно, что проблема качества образования одна из центральных в современной образовательной политике. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с логопедическими детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, самомассаж, массаж стоп, кистей рук, ушей и т. д. упражнения для профилактики зрения по Боровикову. В помощь, для осуществления лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий мной были приобщены родители.
Я убеждена в том, и думаю, что многие из читателей, со мной согласятся, можно долго биться, воспитывая у ребёнка основы здорового образа жизни, но, если ребёнок приходит домой и родители, элементарно, забывают напомнить ему, что нужно вымыть руки, то, о каком здоровье может идти речь? Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в образовательном учреждении не создано сообщество «родители – дети - логопед».
Основой успеха в воспитании является положительный пример авторитарного для ребёнка взрослого – родителя, логопеда, воспитателя. Родители, логопеды, воспитатели в присутствии ребёнка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, которые они хотели бы ему привить. Нельзя в присутствии ребёнка проповедовать одни идеалы, а в реальной жизни их нарушать. Главное – не общее количество времени, которое необходимо провести с ребёнком, а качество использования каждого часа.
Совместная работа с семьёй, строится, на следующих основных принципах, определяющих её содержание, организацию и методику:
единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятны не только учителю-логопеду, воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами оздоровительной работы, а учителя-логопеды используют лучший опыт семейного воспитания;
системность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду;
индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей;
взаимное доверие и взаимопомощь учителя-логопеда и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета пучителя-логопеда в семье, а родителей - в детском саду.
В соответствии с этим в нашем детском саду №329 «Малышок», я мои коллеги, используют различные формы взаимодействия с родителями, которые включают:
целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования: необходимость рационального режима, полноценного сбалансированного питания, закаливающих процедур, оптимального воздушного и температурного режима и т. д. ;
обучение конкретным приёмам и методам оздоровления (ЛФК, техники выполнения дыхательной гимнастики, самомассажу и массажу (ушей, стоп, рук, комплексы пальчиковой гимнастики кинезологические упражнения и т. д.);
ознакомление и обучение родителей отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма: фитотерапия, ароматерапия, массаж су-джок шарик, игры с песком, игры с водой, гимнастика для глаз - по методике В. Ф. Базарного и ознакомление родителей с его теорией «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» и многое другое.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе на занятиях и в семье, здоровье сберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у учителей-логопедов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку, будут сформированы положительные мотивации у учителя-логопеда, воспитателей и родителей.