Папки-передвижки

Использование образовательных практик в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Люда Колычева
Использование образовательных практик в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема экологического образования сегодня волнует — ученых, педагогов, общественность. Поэтому необходимо воспитывать у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием.

Публикация «Использование образовательных практик в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Президент России подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется с дошкольного возраста, т. к дошкольное детство – ценный этап формирование личности ребенка, развитии экологической культуры человека.

Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса.

Работая в инновационном режиме, в рамках реализации комплексного проекта «Детский сад – Игропарк» наше дошкольное учреждение обеспечивает широкие возможности для развития свободной игры детей, в т. ч. обеспечивая открытое игровое пространство, вовлекая всех детей в разные виды деятельности через организацию образовательных практик.

Образовательные практики – это практико – ориентированная образовательная деятельность, выбираемая участниками образовательных отношений, в соответствии с их интересами и образовательными потребностями, позволяющая получить конкретный результат

Новизна опыта работы «Использование образовательных практик в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста» заключается:

1. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания и форм образовательных практик экологической направленности с учетом потребностей, способностей и интересов.

2. Организации открытого игрового пространства в групповой комнате.

3. Повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.

Целью представляемого опыта работы является: формирование экологической культуры, совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности через самостоятельный выбор траектории образовательного маршрута посредством образовательных практик.

Выполнение поставленной цели предполагает 3 основных аспекта экологической культуры :

Задачи экологического воспитания

1. образовательный аспект : Знание закономерностей развития природы и общества.

2. нравственный аспект: Понимание необходимости беречь природу.

3. прогностический аспект: Умение прогнозировать, предвидеть последствия своего вмешательства в природные взаимодействия.

Система работы по внедрению в образовательный процесс образовательных практик гармонично вписывается в работу детского сада по реализации основной общеобразовательной программы и основывается на трудах Н. Б. Крыловой, М. Ю. Гудовой, а также программы С. Н. Николаевой: “Юный эколог” и опыта работы программы Эко-школа / Зеленый флаг.

Придерживаясь методолигии вышеуказанных программ работа строится по 4 взаимосвязанным блокам:

1. Природа- человеку (где заостряется внимание на эстетической и оздоровительной значимости природы)

2. Человек - природе (где показывается положительная и отрицательная деятельность человека)

3. Как сохранить природу (где дети знакомятся с правилами охраны природы)

4. Мы- защитники природы (участие в природоохранных мероприятиях)

Для внедрения данной работы используются 5 основных шагов :

1 шаг: Организация экологического совета.

Экологический совет «производственная летучка» подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогом. По инициативе детей и взрослых фиксируются темы образовательного события, предстоящие практики, устанавливаются групповые правила, намечаются планы на предстоящую неделю и текущий день.

2 шаг: Разработка плана действий

Информация, полученная на первом шаге, используется при составлении плана реализации педагогических задач (технологическая карта).

3 шаг: Совместная организация открытого игрового пространства.

Игровой ландшафт группового помещения разделен на 5 частей. Это 5 городков, каждый из которых имеет цветовую маркировку и свою эмблему. Иными словами это детские центры активности, соответствующие 5 направлениям развития ребенка.

Игровое пространство группы преобразовывается в специально оборудованные экологические объекты для организации образовательных практик через экомаршруты в разных видах детской деятельности.

4 шаг: Проведение образовательных практик.

Различные аспекты образовательного события и выбранной экологической проблемы в течение года включают обозначенные темы.

Работа по данным темам изучается детьми во всех видах детской деятельности через образовательные эко - маршруты, организацию социально – экологических проектов, природоохранных акций, экологических праздников.

Сейчас представлю вашему вниманию разработанный материал в ходе реализации проекта “Чистый воздух”.

В детских центрах активности (городках) были организованы образовательные практики. Каждому ребенку предоставляется возможность выбрать одну из предложенных практик. С помощью именного жетона и карты желаний дошкольник делает выбор.

В “городке Открытий” была организована:

- экспериментально-исследовательская деятельность, где дети узнали о пользе воздуха, о свойствах воздуха, для чего нам нужен воздух, где прячется воздух.

“Сухой из воды” «Буря в стакане; «Воздушный шар», «Пузырьки воздуха»

- познавательная деятельность через организацию развивающих игр, откуда дети узнали как люди загрязняют воздух, «Воздушный транспорт», «Среда обитания живых организмов».

В городке “Талантов” дети изготовили модель воздушного змея, ветряную мельницу, самолет.

Рисовали на тему: “Загрязнение воздуха автомобильным транспортом”.

В “Играй – городке” были организованы игровые, обучающие и творческие сюрпризные моменты.

Часть проекта была организована в совместной деятельности с родителями. По данной теме была организована акция: “Международный день посадки деревьев” с использованием агитационных листовок;

был создан “Музей воздуха”;

исследовательская лаборатория: Юный эколог;

оформлена выставка рисунков: “Мы за чисты воздух”;

подобран материал по теме;

конкурс плакатов на тему: “Мы хотим дышать чистым воздухом”.

Итоговым мероприятием стало представление для детей : “Мир волшебства”, где дети стали непосредственными его участниками.

5 шаг: Рефлексивный круг.

После завершения образовательных практик начинается обсуждение – рефлексивный круг – это самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексивный круг построен на основе событийности: дети анализируют собственный опыт, как бы проживают те или иные события, а полученная информация приобретает для них личностную окраску.

Подводя итог, важно отметить огромную практическую значимость проделанной работы для воспитания экологической культуры. Дошкольники через практический опыт получают навыки бережного отношения к окружающей среде, т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале образовательных практик целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Работая по приоритетным темам с помощью образовательных практик обеспечивается планомерная реализация целевых ориентиров, осуществляется подготовка детей необходимая для полноценной жизни в 21 веке эколого- осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольниковИспользование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников Необходимость использования игровых приёмов в работе с дошкольниками не вызывает сомнений. Игра является ведущей формой познавательной деятельности.

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Тема моего выступления «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников» Свое выступление хочу начать с цитаты Е. Ф. Одоевского.

Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание - это воспитание духовности, интеллекта, нравственности. Природа и человек — поэты, художники, философы всех времён.

Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста «Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Стремление к постижению мира.

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Актуальность. -закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

Использование макетов в экологическом воспитании дошкольниковИспользование макетов в экологическом воспитании дошкольников Я уже много лет работаю над проблемой экологического воспитания детей. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человеческого.

Использование элементов ТРИЗ в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте территория познания детей резко расширяется. Ребенок начинает понимать, что мир, в котором он живет - огромный, многообразный.

Развитие познавательных способностей в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста через использование ТРИЗ Процесс воспитания и образования ребенка постоянно преобразуется. Главная цель педагога - подготовка подрастающего поколения для жизни в.

Использование мультимедийных игр в экологическом воспитании дошкольников Тема «Использование мультимедийных игр в экологическом воспитании дошкольников» Овчинникова О. Н. воспитатель СП Детский сад № 1» ГБОУ СОШ.

Участие в первом региональном фестивале успешных образовательных практик дошкольных образовательных организацийУчастие в первом региональном фестивале успешных образовательных практик дошкольных образовательных организаций В Орске 7 декабря 2017 года прошел первый региональный фестиваль успешных образовательных практик дошкольных образовательных организаций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование образовательных практик в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 марта 2018 в 19:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование образовательных практик в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Люда Колычева (УИ 613999) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД