Люда Колычева
Использование образовательных практик в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема экологического образования сегодня волнует — ученых, педагогов, общественность. Поэтому необходимо воспитывать у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием.
Публикация «Использование образовательных практик в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Президент России подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется с дошкольного возраста, т. к дошкольное детство – ценный этап формирование личности ребенка, развитии экологической культуры человека.
Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса.
Работая в инновационном режиме, в рамках реализации комплексного проекта «Детский сад – Игропарк» наше дошкольное учреждение обеспечивает широкие возможности для развития свободной игры детей, в т. ч. обеспечивая открытое игровое пространство, вовлекая всех детей в разные виды деятельности через организацию образовательных практик.
Образовательные практики – это практико – ориентированная образовательная деятельность, выбираемая участниками образовательных отношений, в соответствии с их интересами и образовательными потребностями, позволяющая получить конкретный результат
Новизна опыта работы «Использование образовательных практик в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста» заключается:
1. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания и форм образовательных практик экологической направленности с учетом потребностей, способностей и интересов.
2. Организации открытого игрового пространства в групповой комнате.
3. Повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.
Целью представляемого опыта работы является: формирование экологической культуры, совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности через самостоятельный выбор траектории образовательного маршрута посредством образовательных практик.
Выполнение поставленной цели предполагает 3 основных аспекта экологической культуры :
Задачи экологического воспитания
1. образовательный аспект : Знание закономерностей развития природы и общества.
2. нравственный аспект: Понимание необходимости беречь природу.
3. прогностический аспект: Умение прогнозировать, предвидеть последствия своего вмешательства в природные взаимодействия.
Система работы по внедрению в образовательный процесс образовательных практик гармонично вписывается в работу детского сада по реализации основной общеобразовательной программы и основывается на трудах Н. Б. Крыловой, М. Ю. Гудовой, а также программы С. Н. Николаевой: “Юный эколог” и опыта работы программы Эко-школа / Зеленый флаг.
Придерживаясь методолигии вышеуказанных программ работа строится по 4 взаимосвязанным блокам:
1. Природа- человеку (где заостряется внимание на эстетической и оздоровительной значимости природы)
2. Человек - природе (где показывается положительная и отрицательная деятельность человека)
3. Как сохранить природу (где дети знакомятся с правилами охраны природы)
4. Мы- защитники природы (участие в природоохранных мероприятиях)
Для внедрения данной работы используются 5 основных шагов :
1 шаг: Организация экологического совета.
Экологический совет «производственная летучка» подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогом. По инициативе детей и взрослых фиксируются темы образовательного события, предстоящие практики, устанавливаются групповые правила, намечаются планы на предстоящую неделю и текущий день.
2 шаг: Разработка плана действий
Информация, полученная на первом шаге, используется при составлении плана реализации педагогических задач (технологическая карта).
3 шаг: Совместная организация открытого игрового пространства.
Игровой ландшафт группового помещения разделен на 5 частей. Это 5 городков, каждый из которых имеет цветовую маркировку и свою эмблему. Иными словами это детские центры активности, соответствующие 5 направлениям развития ребенка.
Игровое пространство группы преобразовывается в специально оборудованные экологические объекты для организации образовательных практик через экомаршруты в разных видах детской деятельности.
4 шаг: Проведение образовательных практик.
Различные аспекты образовательного события и выбранной экологической проблемы в течение года включают обозначенные темы.
Работа по данным темам изучается детьми во всех видах детской деятельности через образовательные эко - маршруты, организацию социально – экологических проектов, природоохранных акций, экологических праздников.
Сейчас представлю вашему вниманию разработанный материал в ходе реализации проекта “Чистый воздух”.
В детских центрах активности (городках) были организованы образовательные практики. Каждому ребенку предоставляется возможность выбрать одну из предложенных практик. С помощью именного жетона и карты желаний дошкольник делает выбор.
В “городке Открытий” была организована:
- экспериментально-исследовательская деятельность, где дети узнали о пользе воздуха, о свойствах воздуха, для чего нам нужен воздух, где прячется воздух.
“Сухой из воды” «Буря в стакане; «Воздушный шар», «Пузырьки воздуха»
- познавательная деятельность через организацию развивающих игр, откуда дети узнали как люди загрязняют воздух, «Воздушный транспорт», «Среда обитания живых организмов».
В городке “Талантов” дети изготовили модель воздушного змея, ветряную мельницу, самолет.
Рисовали на тему: “Загрязнение воздуха автомобильным транспортом”.
В “Играй – городке” были организованы игровые, обучающие и творческие сюрпризные моменты.
Часть проекта была организована в совместной деятельности с родителями. По данной теме была организована акция: “Международный день посадки деревьев” с использованием агитационных листовок;
был создан “Музей воздуха”;
исследовательская лаборатория: Юный эколог;
оформлена выставка рисунков: “Мы за чисты воздух”;
подобран материал по теме;
конкурс плакатов на тему: “Мы хотим дышать чистым воздухом”.
Итоговым мероприятием стало представление для детей : “Мир волшебства”, где дети стали непосредственными его участниками.
5 шаг: Рефлексивный круг.
После завершения образовательных практик начинается обсуждение – рефлексивный круг – это самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексивный круг построен на основе событийности: дети анализируют собственный опыт, как бы проживают те или иные события, а полученная информация приобретает для них личностную окраску.
Подводя итог, важно отметить огромную практическую значимость проделанной работы для воспитания экологической культуры. Дошкольники через практический опыт получают навыки бережного отношения к окружающей среде, т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале образовательных практик целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Работая по приоритетным темам с помощью образовательных практик обеспечивается планомерная реализация целевых ориентиров, осуществляется подготовка детей необходимая для полноценной жизни в 21 веке эколого- осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.