Евгения Нутикова
Использование метода моделирования в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Нутикова Евгения Александровна, Суевалова Кристина Александровна
Труд — это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания.
А. С. Макаренко
«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Использование метода моделирования в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Исходя из этого трудовое воспитание это система формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.
ФГОС ДО предполагает следующие виды труда :
самообслуживание;
хозяйственно-бытовой труд;
труд природный;
ручной труд.
Реализация задач хозяйственно-бытового труда позволяет детям понять, что они самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду. Все те знания, которые даст детям ДОУ, сыграют значительную роль в будущем.
Хозяйственно-бытовой труд является неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе и включает в себя дежурство по столовой, которое формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.
В своей педагогической деятельности мы широко используем и применяем метод моделирования.
Так как наша группа компенсирующей направленности, то с помощью этого метода мы осуществляем и логопедическое воздействие на детей, имеющих нарушение речи.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения.
"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:
использование наглядного моделирования вызывает интерес у детей;
использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.
Стенд дежурства. Имеет три кармашка: в первом стоят каточки-символы тех детей, которые дежурят сегодня; во втором кармашке карточки-символы детей, которые продежурили; в третьем кармашке находятся карточки-символы детей, которые еще не дежурили.
Карточка-символ на каждого ребенка с изображением цветка, так как наша группа называется «Росточек».
Схема дежурства.
Форма для дежурных (фартуки, колпаки). Для выбора дизайна формы в нашей группе прошел совместный творческий проект с участием родителей, в результате у наших детей появилась такая замечательная форма для дежурства.
Схема рассадки детей во время приема пищи. Сделана она схематично, формат А3; на каждом столе приклеена липучка. В роли условного знака выступает геометрическая фигура – круг.
Дежурство по столовой - желтый круг (совместно с детьми мы соотнесли желтый цвет с пшеничным хлебом, его путь от зарождения до того как он попадает к нам на стол);
Дежурство по занятиям – красный круг (соотнесли с положительной оценкой в школе);
Дежурство в центре природы – в зимний период это синий круг (соотнесли с холодными красками, которые преобладают в это время года, в летний период это зеленый круг (символизирует теплые краски в этот период времени, пробуждение природы).
В зависимости от того, кого назначили дежурить, дети сами ставят на свой стол-схему определенный круг, меняют свою карточку-символ на стенде.
Так же в график дежурства мы включили и используем дидактическую игру «Неделька», которая помогает закреплять названия, последовательность дней недели. Каждый день имеет свой цвет (цвета радуги, число, это позволяет в индивидуальном порядке закреплять с ребенком сенсорные эталоны, порядковый и количественный счет. Карточка-символ дня недели располагается в правом верхнем углу.
Дети самостоятельно утром меняют день недели. Перед завтраком дежурные проговаривают дату, месяц, день недели.
Педагогическая технология использования моделирования эффективна. Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи; формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление, которое перерастает в планирующую функцию мышления при выполнении собственной трудовой деятельности. Воспитывать познавательные интересы. Данный метод расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания; способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности. Развиваются умения планировать действия, распределять их в коллективе.
Будем рады, если наша идея вам понравилась.