Аноним
Использование фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Малые фольклорные формы»
Тема: «Использование народного фольклора
в воспитании детей младшего возраста»
Воспитатель : Сапожникова Ирина Александровна
Заиграевский МБДОУ ЦРР-детский сад «Улыбка»
Цель:
Публикация «Использование фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- повысить теоретический уровень, мастерство, профессиональную компетентность в использовании народного фольклора в воспитании детей;
Задачи:
- расширить и систематизировать знания по актуальным направлениям деятельности ДОУ;
- повысить качество практической работы с детьми;
- создать систему работы для качественного преобразования образовательного процесса;
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Многое в фольклоре создавалось специально для детей и было продиктовано народной заботой о молодежи – своем будущем. Фольклор «обслуживает» ребёнка с самого его рождения. С незапамятных времён живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки», прибаутки, песенки, пальчиковые игры.
Игра «Ладушки»
Игровое упражнение «Ладушки-ладошки»
Ай ты, моя девочка, Ой, ты мой сыночек
Золотая белочка, Пшеничный колосочек,
Сладкая конфеточка, Лазоревый цветочек,
Сиреневая веточка. Сиреневый цветочек.
Пестушки - так же, как и колыбельные, исполняются мамой для своего малыша. Мать, освободив ребенка от одежды, поглаживает его, разгибает ручки и ножки, при этом приговаривает:
Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками.
Пестушки лаконичны, ритмичны, состоят из многократно повторяющего одного и того же слова. Они не всегда содержат рифму. И еще… пестовать – значит нянчить. Чтобы успокоить плачущего ребенка, ему пели:
Ай, не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать —
Куплю худой лапоть!
Потешки – содержат элементы игры. Они развлекают малыша, потешают, создают ему веселое настроение. Как и пестушки они ритмичны и состоят из нескольких повторяющихся слов или слогов.
Потешки развлекают, наставляют, дают простейшие знания о мире. Со временем, когда ребенок сможет воспринимать не только ритмику но и музыку, и смысл произносимых слов, потешки дадут ему первые сведения о предметах, о счете. Ребенок постепенно будет извлекать такие знания из игровой песенки и начинать мыслить. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
Прибаутка – смешное высказывание или отдельное выражение, небольшое по форме зачастую рифмованное. В отличие от потешек, песни-прибаутки, могут исполнятся и вне игры. Основу прибаутки составляет движение:
«Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке —
туды ж по дорожке».
Прибаутки энергичны и динамичны. Они развивают фантазию, учить мыслить побуждают ребенка к действию.
Часто прибаутки строятся в виде диалога, в форме вопросов и ответов. Так малышу легче следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей, переключать свое внимание из одного действия на другое. Прибауткам присущи: образность, повторы, звукоподражание. Прибаутка научит детей видеть смешное в жизни и научит передавать смешное в слове. Учит восприятию и осмыслению услышанного.
Бурундук - смешные щечки.
На спине полосок пять.
А за щечками - мешочки,
Чтобы семечки таскать.
Медведь топучий,
Разгони тучу,
Разгони тучу —
Дам овса кучу.
Разгони туман —
Дам пирог румян!
Таким образом, использование малых форм фольклора в работе с детьми способствует:
- воспитанию любви к народному национальному искусству;
- развитию памяти, активной речи ребёнка, пополнению его пассивного и активного словаря.
- развитию эмоциональной сферы ребёнка.
- всестороннему развитию личности ребёнка.
- развитию познавательной активности детей,
- формированию первоначальных навыков художественно-речевой деятельности.