МААМ-картинки

Знакомство дошкольников с малыми формами русского народного фольклора

Ольга Зыкова
Знакомство дошкольников с малыми формами русского народного фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

«Ай качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи!»

Домовёнок Кузя:

Здравствуйте, детишки!

Девчонки и мальчишки!

Сильные и смелые.

Добрые, весёлые!

Я к вам шёл из далека.

Заблудился я сперва.

А по правде сказать

Не пером описать.

Ехал я на козе,

Летел на помеле,

Стоял в маршрутке,

В общем всё это шутки.

Публикация «Знакомство дошкольников с малыми формами русского народного фольклора» размещена в разделах

Хочу вам из садика «Колокольчик», привет от деток передать. Они просили к вам прийти, поклон до земли принести, и что- ни -будь интересное рассказать. Я к вам пришёл и сундук принёс, а сундук не простой, со сказками. В нём есть что пожелаете, но потом узнаете.

А как ваш любимый садик называется?

Меня зовут Кузьма,

Проще Домовенок Кузя я.

Любитель сказки сказывать

Иногда показывать.

Шутки говорить

Танцы, хороводы водить.

Все эти смешилки, пестушки, потешки, страшилки, скороговорки, пословицы, шутки, прибаутки, сказки, загадки русским народным фольклором называется. Слово странное, запомнить надобно. Фольклор. По- другому «Народная мудрость». То, что передавалось из уст в уста, от отца к сыну.

Есть одна игра для вас

Загадки говорю сейчас.

Я начну, а вы кончайте.

Хором дружно отвечайте.

Я много знаю сказок, что-то стал даже забывать. Помогите мне припомнить.

1. Варвара краса-(длинная коса)

2. Сивка-(бурка)

3. Царевна-(Несмеяна)

4. По щучьему (велению)

5. Гуси. (лебеди)

6. Сестрица Алёнушка и (братец Иванушка)

7. Крошечка-(Хаврошечка)

Хочу рассказать вам одну сказочку. Слушайте внимательно.

«Иванушка и домовой»

Иванушка ходил в лаптях. Заходит он в свою избу. Матер дома не было. Услыхал – кто-то в избе пыхтит. Испугался он, дверями хлопнул и побежал. У него верёвочка от лаптя на ноге развязалась. Прищемило её в дверях, он и упал. И закричал:

- Батюшки! Спасите! Домовой меня держит!

Прибежали соседи, подняли Иванушку, а он чуть жив. И тут разобрали, в чём дело: испугался он лаптя на своей ноге, веревки и квашни. То-то смеху было!

Скажите о ком эта сказка?

А что с Ваней случилось?

Ребятки, как вы думаете, какая сказка грустная или Весёлая?

Как вы думаете, думаете, какое высказывание подходит к этому случаю?

«У страха глаза велики, чего нет и то видят».

Это ребятки, пословица. Меткое изречение с пояснением.

Боязливому трусливому всегда представляется опасность.

Вам понравилась сказка?

Умная сказка, смешная.

Ребята, а все ли слова были вам понятны? Например, что такое лапти? Может быть, кто-ни-будь знает? Это обувь, которую раньше на Руси носили. Их плели из кары деревьев берёзы, липы, ивы. Делали из конского волоса, соломы, в общем из различного природного материала.

А что такое квашня? Так называли тесто, чтобы пироги печь. Вот в тепле тесто подходит, пузыриться; пузыри лопаются. Поэтому, и кажется, что пыхтит.

Ребятки, а расскажите, когда вы укладывались спать, вам мама песенку пела? А как эта песенка называется? Колыбельная.

Давайте представим, малыш, это рука, а люлечка, это другая рука, начинайте укачивать. И если знаете подпевайте.

Люли, люли, люленьки.

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковарь. 2раза

Стали Дашеньку качать. 2раза

Стала Даша засыпать.

Дитятко и засыпает.

В старых колыбельных песнях упоминались божки. «Сон», «Дремота», «Угомон, сердитая «Бука».

У них были свои обязанности. «Сон» говорит – усыплю, усыплю. «Дремота» - удремлю, удремлю!

Ходит сон у окон,

Ходит к Дреме на поклон.

Ты входи-ка Дрема в дом,

Напусти нам Угомон.

Когда дитятко подрастало, мама приговаривала ему пестушки. С любовью и нежностью пестовала, поглаживала руками, ставили на ножки.

Давайте вместе потянемся. Верно устали? Встаньте.

Потягунюшки, порастунюшки.

Поперёк толстунюшки.

А в ножках ходунюшки,

А в ручках хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Когда вы плакали, мама вас смешила. Вспоминайте. «Идёт коза рогатая…». Это потешка.

Поехали, поехали

С орехами, с орехами.

Поскакали, с калачами

В припрыжку, в прискочку.

По ямочкам, по кочкам.

По маленьким кусточкам.

Бух в ямку.

А дальше вас мама учила говорить, язычком работать и не запинаться. Скороговорки.

В печурочки – три чурочки,

три гуся,

три уточки.

Чтобы повторить надо сделать артикуляционную гимнастику. поработать губками.

Покалдуем? «Чу-фырь! Чу-фырь! Чу-фырь!». (Растягиваем губы в широкую улыбку, затем, стягиваем в трубочку.)

Ребятки, что-то в сундучке моем зазвенело, лежать спокойно уже не может. Сейчас гляну. (вынимает из сундучка, надевает на голову). Да и правда, колпачок и бубен. Чьё это? Кто-ни-будь узнал. Это скомороший наряд. Скоморохи – это актёры, они ходили по площадям и ярмаркам, веселили людей, рассказывали небылицы.

На болоте стоит пень.

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмотреть то хочется.

Дед кудрявый без волос,

Тоненький как бочка.

У него детишек нет,

Только сын и дочка.

Ребятки, а разве такое бывает? Так что это? Вместе: – Небылицы!

Послушайте. Кажется, в сундуке, что ещё завозилось? Сейчас гляну. Так и есть, платок Бабы-Яги поиграть хочет. (Надевает платок на себя, кружиться).

Игра «Баба-Яга»

Играющие выбирают Бабу-Ягу. Она ходит в центре. Дети ходят по кругу и поют:

Баба-Яга, костяная нога

С печки упала.

Ногу сломала.

Пошла в огород

Испугала народ.

Побежала в баньку-

Испугала зайку.

После песни разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

В моём сундучке есть русские народные инструменты. Хотите поиграть на музыкальных инструментах? Только чур я главный. На кого покажу тот играет, если покажу так - значит тишина. (раздает ложки и трещотки).

Это ложки, ими стучат. Это трещотки ими трещат.

Это бубенцы, ими надо греметь.

Раз поиграли, так и по танцуем, Повторяйте все за мной, все фигуры до одной. Когда скажу держаться за руки, беритесь и за мной гусеницей тянитесь. (все танцуют р. н. танец «Топатуха»)

Мы сегодня с вами вспомнили потешки, пестушки, скороговорки, небылицы, колыбельную, загадки, все это одним словом, вспоминаем, Фольклор.

Все садитесь. Молодцы! Получите петушки!

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «По следам русского народного фольклора» Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «По следам русского народного фольклора». Цель: Закрепить знания о жанрах и видах.

Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольника Одним из основных направлений воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Главной задачей, которого.

Конспект индивидуального коррекционного занятия «Знакомство с геометрическими формами» Цель: формирование сенсорных эталонов формы, произвольного внимания, развитие мелкой моторики рук. Категория детей: дети с ограниченными.

Конспект НОД по развитию речи «Ознакомление детей с малыми фольклорными формами» в средней группе «Непоседы» Конспект НОД по Развитию речи в средней группе «Непоседы» Тема: «Ознакомление детей с малыми фольклорными формами» (с использованием.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе. Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка)Конспект открытого занятия во второй младшей группе. Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка) Конспект открытого занятия во 2-й младшей группе. Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка,.

План работы по теме самообразования «Развитие связной речи младшего дошкольника посредством русского народного фольклора»План работы по теме самообразования «Развитие связной речи младшего дошкольника посредством русского народного фольклора» Воспитатель ГБОУ «Школа «Содружество» Учебный корпус № 4 «Сказка» Дошкольные группы. Актуальность: Особенно актуальная сегодня задача –.

Проект «Календарь русского фольклора» Информационная карта проекта: Полное название проекта: «Календарь русского фольклора» Автор проекта: учитель-логопед Емелина Наталья Вячеславовна.

Роль народного фольклора в патриотическом воспитании дошкольников «Роль народного фольклора – как средство патриотического воспитания дошкольников» Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны,.

Роль семьи в ознакомлении детей раннего возраста с малыми формами устного народного творчестваРоль семьи в ознакомлении детей раннего возраста с малыми формами устного народного творчества Галеева Светлана Федоровна воспитатель МДОУ «Детский с№12 «Голубок» «Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого нет будущего».

Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника»Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Изучение русского народного фольклора имеет огромное значение для развития общего кругозора ребят. Для.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Знакомство дошкольников с малыми формами русского народного фольклора
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 18:56
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство дошкольников с малыми формами русского народного фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зыкова (УИ 397979) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД