Наталья Емелина
Проект «Календарь русского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта :
Полное название проекта : «Календарь русского фольклора»
Автор проекта : учитель-логопед Емелина Наталья Вячеславовна
Тип, проекта, вид: Информационно-практико-ориентированный, познавательно-речевой, творческий, открытый.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки проведения: сентябрь 2018г. - май 2019 г.
Участники проекта : учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор физической культуры, дети среднего и подготовительного дошкольного возраста, педагоги, родители.
Актуальность:
Публикация «Проект „Календарь русского фольклора“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Знакомство детей с культурными истоками становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю непосредственно связано с развитием духовно-нравственной и мировоззренческой сферы личности, которые начинают складываться уже в младшем возрасте.
В детские годы формируются основные качества человека. Именно сказочные истории, басни,придчи,песни являлись во все времена носителями информации о системе общещеловеческих ценностей и важнейших знаний о жизни. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Если в этом возрасте воспитывать детей на национальных российских традициях и ценностях, у них воспитывается чувство любви к Родному краю, чувство достоинства, гордости и ответственности за свою семью, дом, Отчизну.
Цель проекта :
Расширения представлений об окружающем мире, на основе ознакомления и расширения знаний дошкольников о культуре русского народа : традициях, обрядах, праздниках; литературного, музыкального наследия, путём изучения и использования малых форм народного фольклора - загадок, пословиц и поговорок, прибауток; интереса к народным играм, песням, развлечениям. Формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Задачи:
1. Воспитывать у детей:
• стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно деятельность;
• воспитывать патриотические чувства, уважение к культурному прошлому России через изучение народного календаря
• интерес и вызвать эмоционально – положительное отношение к фольклору русского народа
• воспитывать детей на лучших традициях русского народного творчества, приобщать детей к духовным ценностям народной культуры
2. Формировать у детей:
• чувство любви к родному краю на основе приобщения к культуре и традициям через знакомство с разнообразными жанрами фольклора;
• устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
• выразительность, лексико-грамматический строй речи. Обогощать и активизировать словарь средствами народного фольклора;
• стимулировать детскую активность через народные подвижные игры.
3. Развивать у детей:
• познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, нравственные мотивы поведения, эмоциональную, творческую и физическую активность, используя русский народный фольклор.
• развивать коммуникативные навыки, самостоятельность.
Предполагаемый результат:
Для детей:
• Ознакомлены с произведениями народного фольклора.
• Закреплено развитие логического мышления, умение отгадывать и загадывать народные загадки.
• Активно употребляют малые формы фольклора (пословицы и поговорки) в повседневной жизни.
• Закреплены умения инсценировать русские народные потешки, прибаутки, хороводы.
Для педагогов:
• Определены основные направления и содержание работы по развитию словарного запаса и формированию устной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием народного фольклора;
• Ознакомлены с методами и приёмами работы по ознакомлению детей с произведениями русского народного фольклора;
• Разработан методический и практический материал по проекту (соответственно изучаемым лексическим темам).
• Пополнены «копилки» народных загадок, пословиц и поговорок.
Родители:
• Активное участвуиет в коррекционно-образовательном процессе с позиции сотрудничества и взаимопомощи;
• Повышение языковой компетенции;
• Вовлечение в творческую деятельность детей, участвуют вместе с детьми в подборе материала и художественной деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Информационно – позновательно-коррекционно–игровая.
Название итогового мероприятия проекта.
1. Фольклорного занятие «Осенины – осени именины» для детей 4-5,6-7 лет.
2. Фольклорное занятие «Коляда, Коляда отваряй ворота» для детей 4-5,6-7 лет.
3. Фольклорное занятие «Весенние посиделки» для детей 4-5,6-7 лет.
Этапы проекта.
I этап – Подготовительный (информационно-аналитический)
Задачи этапа
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Формы работы
1. Изучение методической литературы и ресурсов интернет источников по теме проекта.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей с ФНР, ФФНР, НВОНР.
старшего дошкольного возраста и изучние психических особенностей развития детей (4-5; 6-7)лет ; составления общей карты ребенка, определения методической базы.
3. Определение системы мероприятий по реализации проекта, условий его реализации.
4. Изучение уровня компетентности родителей и педагогов по проблеме «Малые формы фольклора».
6. Предварительная работа в группе педагогами:
- беседа с детьми о сезонных народных праздниках, гуляниям, обрядам;
-рассматривание иллюстраций народных гуляний посезонным праздникам;
- разучивание потешек, закличек, игр, русских народных попевок;
7. Проведение логопедических занятий согласно перспективному и календарному плану для воспитанников, посещающих логопедический пункт с ФНР, ФФНР, НВОНР.
8. Проведение физкультурных занятий согласно календарному плану для воспитанников, посещающих
6. Проведение психологогических занятий согласно перспективному и тематическому плану для воспитанников средней и подготовительной группы.
5. Подбор и разработка методического материала по проекту.
- подбор игр на развитие высших психических функций;
- подбор игр на развитие эмоционально волевой и личностной сферы;
подбор речевых, дыхательных игр;
игры на развитие артикуляционного аппарата, мелкой и крупной моторики;
изготовление дидактического материала для выполнения заданий;
материала для презентации.
II этап Основной (практический)
Задачи этапа
Разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, педагогов ДОУ по вопросам развития словаря дошкольников с ФНР, ФФНР, НВОНР на материале русского народного фольклора.
Виды деятельности, формы и содержание работы:
1. Работа над приобретёнными произносительными звуковыми навыками (заучивание скороговорок).
2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
3. Совершенствование звуко-слогового анализа слов (деление слов на слоги, определение количество слогов в слове).
4. Развитие логического мышления, разгадывание загадок.
5. Развитие связной речи.
6. Развитие навыков самоконтроля за речью с использованием логопедических дидактических игр, игр на коммуникацию.
7. Развитие личностной сферы, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, на развитие наглядно образного мышления (разглядывание картинок – нелепиц; рассказывание сказок; прослушивание музыки; дидактические игры на повышение самооценки, на коммуникацию, развитие высших психических фукций, на развитие психофизической сферы, на развитие волевой сферы)
8. Работа в группе педагогами:
- Цикл беседа с детьми о сезонных народных праздниках, гуляниях, обрядах;
- рассматривание иллюстраций народных гуляний посезонным праздникам;
- разучивание потешек, закличек, игр, русских народных попевок;
- дидактических, интеллектуальных игр для детей по ознакомлению с народным фольклором (загадками, пословицами и поговорками).
9. Знакомство детей и родителей с загадками, пословицами и поговорками по изучаемым лексическим темам, речевыми играми с использованием народного фольклора»
10. Проведение итоговых сезонных занятий с использований народных игр для детей по ознакомлению с народным фольклором (загадками, пословицами и поговорками).
Тематические занятия:
- октябрь (приложение №1,2);
- январь (приложение №3,4);
- май (приложение №7,8).
III этап Заключительный (контрольно-диагностический)
Задачи этапа.
Повторная диагностика уровня речевого и психомоторного развития детей и определение динамики.
Презентация материалов и фотоотчёта проекта для педагогов ДОУ
Продукты проекта :
Для детей: картотеки дидактические народных игр, пословиц, потешек, закличек, загадок;
Для педагогов конспекты, картотеки дидактические народных игр, пословиц, потешек, закличек, загадок;
Для родителей размещение информации на сайте https://www.maam.ru/detskijsad/498217
Для социальных партнёров размещение информации на сайте https://www.maam.ru/detskijsad/498217, дипломы победителей в номинациях на Международном образовательном портале MAAM.RU :
Полученный резутьтат:
Для детей: После разносторонней работы по обогащению словарного запаса дошкольников с использованием произведений народного фольклора, максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе. Устное народное творчество способствовало развитию у детей образного мышления, формировала нравственные мотивы поведения. Помогли обогатить представления детей о прошлом и настоящем нашей Родины, усвоить высокие нравственные принципы народа;
Для педагогов: повышен профессиональный уровнь в вопросах психофизического и речевого развития, раскрыт творческий потенциал;
Для родителей: повышена компетентность в вопросах речевого и психофизического развития дошкольников, принято активное участие в реализации проект, произошло вовлечение родителей в поисковую и творческую деятельность детей ;
Для социальных партнё ров: опубликаван на сайте, транслирован опыт взаимодействия учителя–логопеда,педагога – психолога и инструктора по физической культуре расширения представлений об окружающем мире в позновательном и личностном,психофизическом речевом развитие дошкольника, на основе ознакомления и расширения знаний дошкольников о культуре русского народа : традициях, обрядах, праздниках.
Вывод. Таким образом, использование русского народного фольклора благоприятно сказывается на всём развитии ребёнка, а особенно на развитии устной речи дошкольников: раскрепощает их речевую активность, приучает мыслить образно и высказывать свои мысли точно и ясно. Проведения итоговых занятий по народным обрядовым праздникам с использованием произведений народного фольклора помогли обогатить представления детей о прошлом и настоящем нашей Родины, усвоить высокие нравственные принципы народа, которые воспитывают любовь и уважение к своему народу.