Балданова Елизавета
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «По следам русского народного фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе
Тема: «По следам русского народного
фольклора».
Цель: Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.
Задачи:
1. Расширить знания детей русском народном фольклоре :жеревьевка, считалки, потешки, зазывалки, скороговорки, пословицы и небылицы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „По следам русского народного фольклора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Развивать речевые умения, любознательность.
3. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Материал к занятию : Игрушка Домовенок, выставка книг, пазлы по потешкам, макет книги:«На златом крыльце сидели…», атрибуты для инценировки небылицы: «Про двух медвежат»».
Предварительная работа: Чтение и разучивания русских народных считалок, знакомство с жеревьевками и зазывалами, потешек, разучивание чистоговорок, небылиц и создание книги: «На златом крыльце сидели…».
Ход занятия:
Воспитатель:Зазывалки на праздник
Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, весёлые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям мальчишка - непоседам,
Девчонкам - сладкоежкам
Милости просим на наш праздник!
Воспитатель:Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Предлагаю отправиться в путешествие по страницам большой книги: «На златом крыльце сидели…». Согласны?
Воспитатель: Кто помнит, что мы собрали в эту книгу? Как называется наша книга? Ответы детей. (Фольклор).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в книге отсутствуютстранички. Они раскиданы по полу и тут записка.
Записка от Жучки:
Ни зверушка, ни ребенок,
Я–щеночек Жучка.
Я живу в теплом конуре
Охраняю дом днем и ночью,
Знаю заветные словечки.
Научите меня красиво говорить,
Буду с вами играть и дружить.
Воспитатель: Так вот значит, кто книгу уронил. (Жучка лежит на коврике в уголочке группы.) Дети, надо нам книгу собрать. Первая страница скороговорок и считалки. Все, скороговорки не переговоришь и не выговоришь. Назовите скороговорки и считалки, которые вы знаете.
Страница скороговорок и считалок:
1. Черной ночью, черный кот,
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщите, там кота.
2. Плыл по морю чемодан
В чемодане спрятан слон
Кто, не верит, выйдет вон.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ваши, язычкихорошо поиграли, мы добавляем страничку в книгу.
Жучка: Вот беда, беда, огорчения. Мне так век не проговорить.
Страница пословиц.
Воспитатель: А теперь страничка пословиц. Надо нам в кузовок пословицы собрать.
Игра: «Собери букет пословиц» (дети поочередно цветочки с пословицами.)
• Делу время, потехе час.
• Кто много читает, тот много знает.
• Сделал дело- гуляй смело.
• Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Воспитатель: Вот и эта страничка готова.
Жучка: Дружно вы взялись за дело и работа закипела.
Воспитатель: Наши дети, Кузя, на все руки мастера.
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Воспитатель: Вы ребята, не скучайте, да гостей поразвлекайте. Присаживайся и ты Жучка. Да, послушай наши небылицы.
Ребенок: Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай, дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Ребенок: У козла в бороде,
Живут две лягушки.
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
Ребенок: Филя! Есть хочешь.
Инценировка небылицы: «Про двух медвежат».
(Двое детей в шапочках медведей, у одного ребенка крынка с венчиком – взбивает сметану, у другого – чашка с деревянной ложкой, в чашке мука).
Сидели два медведя,
На тоненьком суку.
Один сбивал сметану,
Другой молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку –
Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке,
Ухо в кислом молоке!
(Показывают касанием руки «нос в муке, рот в муке, ухо в кислом молоке»).
Воспитатель: Вот посмешили вы нас, ребята! Я тоже знаю потешку:
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.
Воспитатель: Отлично, эту страничку мы тоже вернули в книгу.
Жучка: Вот потеха, так потеха. Давно так не смеялся. Хочу вам помочь странички из книги собрать. У меня в моем волшебном сундучке припасеныфизкультминутки: «Вот такие чудеса»
Физкультминутка: «Вот такие чудеса»
Старый заяц сено косит (косят сено,
А лиса сгребает (сгребает).
Муха сено к возу носит (несет, делает шаги,
А комар кидает (кидает).
Довезли до сеновала (руками крутят колеса).
С воза муха закричала (головой крутит) :
-На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду (шагает на месте,
Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза,
Буду я хромая (хромает).
Воспитатель: Детям очень понравилось твоя игра. В книге еще одна страничка появилась.
Жучка :А теперь игра «Собери потешку». Думаю, с ней справятся все. В каждом конверте картинка. Дети собирают разрезные картинки: «Потешки»
Потешка:«Мыши».
Ребенок: Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите
Вот проснётся Васька-кот.
Воспитатель:Ребята, предлагаю поиграть хороводную игру: «Мыши водят хоровод», нам нужно выбрать «кота» считалкой.
Ребенок:
Ехала карета темным лесом
За каким-то интересом
Инте – инте-интерес —
Выходи на букву «эс».
Ребенок:
Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Ребенок:
Плыл по морю чемодан
В чемодане спрятан слон,
Кто не верит, выйдет вон.
Жучка:Молодцы, ребята порадовали меня, отдам вам последнюю страничку. Страничка: «Приговорки». К заклинкам примыкают приговорки (приговоры) — короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям.
Ребенок:
Бабочка-красавица,
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Вот тебе ладошка,
Отдохни немножко!
Ребенок:
Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок!
И сказала деду: «Ох!»
Рассыпался горох —
На семьдесят дорог!
Воспитатель: Вот мы и собрали нашу книгу. Поставим ее на полочку и будем беречь. А тебе Жучка дети напомнят правила обращения с книгами.
• Книгу нельзя брать грязными руками или класть ее на грязный стол.
• Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от К этого страница портится. задерживается пыль, грязь.
• Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу,.
Воспитатель: Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Воспитатель: Я вам дети хочу вручить медали за хорошее знание устного народного творчества и угостить чаем с сушками.