Наталья Камнева
План работы по теме самообразования «Развитие связной речи младшего дошкольника посредством русского народного фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель ГБОУ «Школа «Содружество» Учебный корпус № 4 «Сказка» Дошкольные группы.
Актуальность:
Особенно актуальная сегодня задача – воспитание хорошего человека во всех его смыслах, патриота, знающего и любящего свою Родину, которая не может быть успешно решена без глубокого познания и изучения духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, раскрывающей истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Произведения устного народного творчества - сказки разных жанров, а также, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, прибаутки, потешки, песенки, скороговорки, пословицы, считалки, колыбельные) являются важнейшим источником развития выразительности детской речи.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Самообразование
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства.
Только в этом случае народное искусство будет являться источником прекрасного и оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. В произведениях народных мастеров живо предстает перед детьми и красота родной природы, и особенности быта русского народа, и его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, воспитателям, необходимо проводить с детьми большую и систематическую работу в данном направлении: возрождать колыбельные, уметь рассказывать детям сказки и предания своего народа, приобщать детей к театру, музыке, классической, отечественной и мировой литературе, разным видам искусств. К сожалению, современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения, нарушаются традиции, обрываются нити, которые связывают старшее и младшее поколения. Вследствие чего и возникла необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. А поскольку все это возможно только посредством народной культуры, яркой и образной речи, то темой работы я выбрала: “Формирование связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам русского народного фольклора”
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – это помочь детям освоить разговорную речь, родной язык. Начиная работу по теме с детьми, мною были определены цели и задачи, разработанно содержание образовательной деятельности.
Цели и задачи:
- Создать систему работы по воспитанию и приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество;
- Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту;
-Обогащать словарь, развивать лексико-грамматической строй, выразительность интонации и фонематического слуха, расширить представления детей о разных формах русского народного творчества; - Развивать на основе устного народного фольклора творческие, познавательные, коммуникативные способности детей, эмоциональную отзывчивость, фантазию, умения на произведениях русского народного творчества находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам;
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, прибаутки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициям;
Итог: Развитие связной речи детей, коммуникативных способностей, обогащение словарного запаса детей, приобщение к русскому народному творчеству; пополнение методической копилки
Предполагаемый результат:
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре будет проводится через все виды образовательной деятельности, с использованием различных форм и методов работы, что будет способствует лучшему усвоению материала. Для решения образовательных задач огромное значение будет придаваться индивидуально-личностной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Решая задачу развития речи, воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуются праздники развлечения: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин.
В группе планируется создание разнообразной предметно-пространственной среда, а конкретно-речевой среды, соответствующей возрасту детей, приобретение CD-дисков, аудиокассеты и видео-материалы с записями, инсценировками по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Компьютерные презентации.
Создание детской библиотеки, уголка художественно-творческой деятельности.
Литература:
- Использование интернет – ресурсов;
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. –М. : Мозаика-Синтез, 2015
-«Игры, ребусы, загадки для младших дошкольников, Ярославль 2012
- «Знакомство детей с русским народным творчеством; Санкт-Петербург, 2002
-О. А. ШорохСентябрь: ова «Играем в сказку», Москва, 2007
- Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. - Развитие речи детей 3-5 лет. Ушакова О. С., 2017; - Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
- Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
- Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
- Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт. -сост. В. Ю. Белькович, Н. В. Гребёнкина, И. А. Кильдышева. — М. : ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 464 с. — (ФГОС ДО. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»);
Планирование и содержание педагогической работы.
Действия и мероприятия: Изучение методической литературы, составление картотеки загадок, стихов, речевых игр, пальчиковых игр, фотоальбом «Русские народные костюмы»; - Подготовка предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Обустройство уголка настольных и дидактических игр, уголка ряжения с русским национальными костюмами; театральной атрибутики;
- Изготовление масок к сказкам, шапочек сказочных персонажей;
Октябрь:
- Знакомство с прибаутками, потешками, пословицами и поговорками русского народа, чтение, заучивание небольших стихов и потешек, игры – пантомимы, знакомство с элементами драматизации;
- Рассматривание и чтение книжек-малышек со сказками, ярких иллюстраций, беседы по содержанию книг, дидактические игры «Назови главного героя сказки»;
- Знакомство с загадками, их многообразием;
- Досуг «Веселые загадушки»;
- Подготовка папки – передвижки для родителей «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет», «Задержка речевого развития»;
Ноябрь:
-Презентация «Что за прелесть-эти сказки!», уметь называть сказки ;
- Активизация музыкально-театральной деятельности. Русский фольклор - Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки; - Инсценирование русской народной сказки «Теремок», «Репка»;
- Театрализованная постановка сказки «Теремок», куклы Би-ба-бо;
- Настольные игры «Чего не хватает», «Пазлы» по сюжетам произведений; - Художественно-творческая деятельность по мотивам русских народных сказок, лепка «Колобок», аппликация «Солнышко» из природного материала, рисование
Декабрь:
- Создание альбома «Пальчиковые игры» на основе русских народных потешек; - Непосредственно образовательная деятельность: «В гости к сказочнице бабушке Матрене!», «Сундучок со сказками», «Заучивание потешек, пословиц к сказкам»; игровая деятельность «Поиграем с пальчиками», «Скажи правильно» - четкое проговаривание слов;
- Создание библиотеки красочных книг со сказками и рассказами, потешками и стихами, беседа о правильном поведении в библиотеке, как нужно обращаться с книгами; Участие родителей в подготовке и сборе материала для библиотеки.
- Детско-родительский конкурс «Сочиняем сказку», вручение грамот победителям.
Январь:
- Разучивание потешек, песенок, скороговорок, придумывание и отгадывание с детьми загадок; «Литературная гостиная», выступление для родителей – «Читаем детям», знакомство с перечнем литературы, информация для родителей «Значение русского народного творчества для всестороннего развития детей»;
- Творческий вечер с участием родителей «Дружные посиделки», организация чаепития и веселых игр;
- Изготовление настольного и пальчикового театра «Три медведя», «Курочка ряба», «Теремок»; «Колобок» и других, активное использование в работе фланелеграфа;
- Изготовление магнитных сказок «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»;
- Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей», «Что такое сказка», и другие.
Февраль:
- Организация развлечения «Широкая масленица; подготовка сценария, костюмов, разучивание ролей, демонстрация кукольного театра по желанию.
- Народные игры - хороводы, создание картотеки и использование в повседневной жизни: на прогулках, на праздниках и развлечениях, образовательной деятельности подвижных народных игр «Заинька», «Коза», «Салочки», «Пустое место», «Ястреб», «Третий лишний», «У медведя во бору» и другие;
- Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»; подготовка памяток и буклетов «Мы рисуем сказку», «Читаем вместе», «Роль сказок в жизни детей»;
Март:
- Папка – ширма «Устное народное творчество»; разные образцы народной росписи;
-Создание мини-музея по декоративно-прикладному искусству «В гости к Матрешке». Народная роспись, фотоальбомы «Гжель», «Хохлома», «Городец», народные игрушки, музыкальные инструменты, персонажи сказочных героев;
- Открытое итоговое занятие по развитию речи «Устное народное творчество»;
- Русский фольклор/ сост. В. Аникин. М., Разучивание песен и закличек, слушание народной музыки, игры с народными музыкальными инструментами «Веселый оркестр», «Назови инструмент», «Что звучит»;
- Консультация для родителей «Русское народное творчество в воспитании детей, его влияние на развитие речи и памяти»;
- Подготовка детьми и просмотр кукольного театра по русским народным сказкам «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух», закрепление сюжета
Подвижные народные, пальчиковые, словесные игры. Картотека.
Апрель:
- Дидактические игры «Кто главный герой?», «Доскажи словечко», «Третий лишний», «Найди пару» - развитие памяти, связной речи, логического мышления. Продолжать знакомить с закличками, потешками о солнышке, природе, людях и животных. Развлечение «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»; - Планомерная работа с семьёй, изготовление атрибутов к играм, для театра;
- Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: подготовка конспектов занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: приложение.
- Консультация для родителей «Какие книги можно и нужно читать детям».
- Консультация для родителей «Что должен знать ребенок в 3-4 года. Развитие речи»;
Май: - Магнитные сказки «Репка», «Гуси-лебеди», кукольный театр Би-ба-бо, «Теремок», «Колобок», настольный театр «Три поросенка», «Лисичка со скалочкой».
- Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «В гости к бабушке –Загадушке».
- Выступление «Истоки русской народной культуры в детском саду. Значение в воспитание и образование детей».
- Отчет о проделанной работе.
Способ демонстрации результата:
Презентация - отчет по теме самообразования
«Развитие связной речи младшего дошкольника посредством русского народного фольклора».
248002-1572110222.jpg[/IMG]