Галеева Светлана Фёдоровна
Роль семьи в ознакомлении детей раннего возраста с малыми формами устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Галеева Светлана Федоровна
воспитатель МДОУ
«Детский с№12 «Голубок»
«Изучайте фольклор, учитесь на нем.
Без знания прошлого нет будущего».
А. М. Горький
Роль семьи в ознакомлении детей раннего возраста с малыми формами устного народного творчества
Публикация «Роль семьи в ознакомлении детей раннего возраста с малыми формами устного народного творчества» размещена в разделах
Устное народное творчество-это художественное слово русского народа, дошедшее до нас из глубины веков. Художественная система русского фольклора своеобразна - былины, сказки, песни, легенды, а так же малые формы- частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Раннее детство-начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца. Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.
Русский фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. В современном обществе он рассматривает как значительное средство приобщения подрастающего поколения к национальным традициям. Устному народному творчеству отводиться значительное место в решении задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Л. П. Павлова в своих исследованиях показала роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Она отмечала, что «фольклор» - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей». Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Именно малые формы фольклора являются наиболее доступными для детей раннего возраста. При включении фольклора в работу с детьми раннего возраста важно учитывать принцип доступности, принцип эмоциональной выразительности, принцип наглядности. Используемые произведения должны быть доступны детям, а интонация - понятной. Чтобы улучшить восприятие, чтение лучше сопровождать показом иллюстраций, игрушек.
Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через пестушки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Под влиянием произведений устного народного творчества у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. В связи с этим поставила в своей работе цель: формирование у детей раннего возраста любви к устному народному творчеству используя малые фольклорные формы посредством сотрудничества с семьями воспитанников.
Задачи:
Знакомить детей раннего возраста с устным народным творчеством в детском саду и в семье.
Прививать любовь к русскому народному творчеству, используя малые фольклорные формы.
Воспитывать положительное отношение к режимным моментам, используя фольклор.
Учить детей внимательно слушать и запоминать художественные произведения.
Развивать речевую среду, формировать словарь детей.
Совершенствовать стиль партнерских отношений с семьей, способствующий воспитанию у детей интереса к устному народному творчеству.
За время своей работы на данной темой мне очень хотелось воспитать в детях чуткое отношение к народному творчеству. Обогатить речь,воображение, чувства детей. Приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами. Для этого я использовала в своей работе следующие: .
Формы совместной деятельности с детьми и родителями с использованием фольклора:
Наблюдения
Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения
Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок
Развлечения
Инсценирование и драматизация литературных произведений
Дидактические игры
Методы:
Игровой
внесение игрушек, создание игровой ситуации
обыгрывание игрушек
сюрпризность, эмоциональность
Словесный
показ с названием игрушек
объяснение назначения предмета
повторение слова за воспитателем
пояснение, напоминание
использование художественного слова (потешки, песенки, стихи)
Наглядный
показ игрушек
использование кукольного театра
рассматривание иллюстраций
Моей задачей было включить родителей в воспитательный процесс,чтоб создать эффективные условия развития детей раннего возраста, способствующие возникновению интереса к устному народному творчеству:
Создание картотеки - потешки, песенки, прибаутки, колыбельные, хороводные игры, загадки для детей
Ежедневное чтение художественной литературы.
Оформление игр, направленных на развитие интереса у детей.
Организация выставок, развлечений, музеев.
Вовлечение родителей в процесс семейного чтения.
Содержание работы с детьми раннего возраста с малыми формами устного народного творчества
Перспективный план
Раздел плана- Сроки- Форма-Практический выход-Участники в течении года
Мониторинг Проведение итогового мониторинг
Педагог--- Сентябрь. «Устное народное творчество в воспитании детей раннего возраста» «Изучение методической литературы»
Педагог-
дети ---Октябрь. Применение потешек в режимных моментах Создание картотеки потешек для работы с детьми
Педагог-дети-родители ---Ноябрь Мини – музей «Кошки» Создание мини-музея совместно с родителями
Педагог-дети-родители--- Декабрь. Чтение потешек, прибауток разного жанра Изготовление родителями книжек-потешек
Педагог-дети-родители--- Январь. Чтение детям русских народных сказок Создание родителями библиотеки «Сказки»
Педагог-дети-родители ---Февраль. Дидактические игры «Кто кричит, что звучит?», «Где, чья еда?», «Где, чей домик?» Изготовление родителями дидактических игр для детей
Педагог-дети-родители---Март. Учить детей обыгрывать сказки Родительское собрание «Здравствуй сказка» театрализованная игра с участием родителей и детей
Педагог-
дети ---Апрель. Роль фольклора в развитии детей Заучивание и проговаривание
При целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно-речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем. Для достижения наилучших результатов в моей работе, считаю обязательным взаимодействие с родителями. Для этого использую формы работы:
Анкетирование «Использование фольклора в семейном воспитании»
Папки-передвижки: «Потешки при умывании», «Заклички», «Песенки», «Потешки для плачущего ребенка»
Консультации: «Малые формы фольклора», «Роль фольклора в развитии детей»
Изготовление атрибутов в уголок «Ряжения»
Совместные развлечения родителей с детьми
Совместно с родителями создание мини-музея «Кошки», библиотеки «Русский фольклор», «Сказки».
Таким образом, роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову велика, так как в первые годы жизни ребенок находится в окружении близких ему людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, любовь к народному искусству. Поэтому надо как можно шире использовать возможности семьи. Родители, лаская своего ребенка, играя с ним, напевают потешки. Ласковое обращение успокаивает и радует ребенка.