Дацко Людмила
Конспект НОД по развитию речи «Ознакомление детей с малыми фольклорными формами» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Непоседы»
Конспект НОД по Развитию речи в средней группе «Непоседы»
Тема: «Ознакомление детей с малыми фольклорными формами» (с использованием приемов мнемотехники)
Цель: создать условия для ознакомления с малыми фольклорными формами
Задачи:
Образовательные:
- закрепить произношение изолированного звука з
- воспитание интереса к отгадыванию загадок, построенных на описании и сравнении
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Ознакомление детей с малыми фольклорными формами“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- объяснить назначение и особенности колыбельной
Воспитательные:
- воспитывать эмоционально-положительный настрой к занятию
- воспитывать желание и умение слушать художественные произведения
Развивающие : - развивать способность у детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении
- развивать способность различать на слух разные интонации при слушании потешек
- развитие способности запоминания текста колыбельной
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Словарь новых слов: Краса, кувшин, пиринка, неказиста, шишковата, рассыпчата.
Предварительная работа: Накануне выяснить какие колыбельные песни знают дети, какие им поют мамы и бабушки. Прослушать несколько колыбельных на магнитофоне: «Спят усталые игрушки…», «Спи, моя радость, усни…» и др.
Оборудование и материалы: игрушка заяц, магнитная доска, картинки овощей, мнемотаблица с колыбельной «Баю-баю…»
Ход НОД:
Вводная часть. Раздается стук. Воспитатель в группу вносит игрушку зайца.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (ответы детей)
Дети здороваются с зайцем, рассматривают его, задают вопросы зачем он пришел, куда шел, может заблудился и ему нужна помощь.
Заяц: Мне стало скучно, братишки и сестренки ушли с мамо-зайчихой в лес за едой, а я хочу с вами поиграть. Но сначала отгадайте загадки про овощи.
Основная часть.
Заяц с помощью воспитателя прикрепляет на магнитной доске соответствующую картинку.
Воспитатель: Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, Если я - … (Капуста)
Я длинный и зеленый,
Вкусен я соленый,
Вкусен и сырой.
Кто же я такой? (Огурец)
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет? (Лук)
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
При отгадывании загадок педагог интересуется у детей, как они догадались, что это морковь, капуста, лук и т. д. Обращает внимание на описание внешнего вида каждого овоща, которое помогло отгадать.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали! В следующий раз обязательно попробуем с вами придумать свои загадки.
Заяц: Ну, вот загадки отгадали, молодцы, давайте теперь поиграем! Я буду читать вам стихотворение, а вы когда услышите в слове звук з выделяйте его и выполняйте движения.
Заяц читает стихотворение, а дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Скок-поскок, скок-поскок
Зайка прыгнул на пенек,
В барабан он громко бьет,
Поиграть всех нас зовет:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А потом вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Заяц: Молодцы, ребята! Попрыгали, поупражнялись, пора и потешки послушать.
Воспитатель читает детям потешки:
- Сорока, сорока!
Где была?
- Далеко!
- Печку топила,
- Кашку варила,
- На порог скакала –
Гостей созывала.
- Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
- Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Воспитатель: Скажите, ребята о чем спрашивается в потешках?
Дети повторяют вопросы: Где была? Куда пошла? Зачем пошла? Зачем водичка? Как цыплятки просят пить?
Воспитатель: А как звучали ответы?
Ответы детей : Сорока была далеко, печку топила, кашку варила, курочка на речку пошла за водичкой, водичка для цыплят.
Воспитатель: Ребята: А как рассказывалось про кота – сердито или ласково?
Ответы детей : ласково.
Воспитатель: Зайка, скажи, а мама-зайчиха поет тебе песни?
Заяц: Мама поет мне разные песни, мне очень нравятся колыбельные песни, когда я ложусь спать, мама мне их поет, моя любимая «Баю-баю за рекой…».
Воспитатель: Ребята, колыбельные песни очень напевные, ласковые, их поют негромко и очень певуче. Вот и мы, когда будем ложиться днем спать нужно разговаривать негромко, спокойно и мы поставим диск с музыкой. Включим ее тихо, ласковая песенка поможем нам уснуть. Сейчас я вам предлагаю послушать несколько колыбельных и мы постараемся запомнить ту, с которой мама зайчиха укладывает спать своего сыночка спать.
Воспитатель читает колыбельные песни.
Уж ты, котенька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
Баю-баю, за рекой
Солнце скрылось на покой,
А у Машиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки-заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Маше на пиринку.
Воспитатель: Давайте теперь вместе повторим колыбельные и песенку для заинки попробуем запомнить с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель вместе с детьми спокойным голосом повторяет плавно и напевно колыбельные, затем прикрепляет на магнитную доску мнемотаблицу с колыбельной «Баю-баю за рекой…». Вместе с детьми повторяет ее и помогает запомнить с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель вызывает желающих детей рассказать колыбельную с опорой на мнемотаблицу и без нее.
Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились! Попрыгали, побегали, вспомнили песенки, которые мамы поют, а теперь пора прощаться с зайкой. Пора ему возвращаться в лес к маме-зайчихе и братьям, сестрам. Будете ждать зайку еще в гости? До свиданья, зайка!