Кызынгашева Татьяна Александровна
Консультация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с космосом»
▼ Скачать + Заказать документы
Полет апрельский небо озарил,
Рывок Земли в космические дали.
Гагарин первым подвиг совершил,
Приблизив то, о чем мы лишь мечтали.
Одна из таких тем, которая очень интересна детям, это - космос. Космос - это загадочный мир звезд, планет и других объектов! Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
Публикация «Консультация „Знакомство детей старшего дошкольного возраста с космосом“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: и дождь, и солнце, радость и страх. Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.
Тема "Космоса" привлекает и интересует наших воспитанников, как что-то волшебное, таинственное. Дети задают вопрос: «Почему солнце такое яркое?», «Сколько звезд на небе?», «Почему наступает ночь?», «Где живет Луна?» и т. д.
Как поддержать интерес дошкольника к неизведанному? Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы - ему помогают педагоги. Мы считаем, что кружковая работа позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Цель кружковой работы - формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Для реализации данной цели, нами были поставлены следующие задачи:
1. Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд, Солнце – это самая близкая к Земле звезда; уточнить представления о планетах;
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле; познакомить с первым лё тчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным;
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину;
5. Воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
6. Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи. Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.
У детей появилась возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно - образного и логического мышления, интеллектуально - эстетического развития, повышает мотивацию усвоения материала, формирует у детей более глубокие, разносторонние знание и целостное представления о мире, о взаимосвязи всех его составляющих. Также способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений.
В группе создан центр познавательного развития «Загадочный Космос». Совместно с детьми, мы изготовили макет «Планеты Солнечной системы», сделали космический лэпбук. Собрали коллекцию фотографий космонавтов, открыток (первый космонавт, совершивший полет, первый космонавт, вышедший в открытый космос, первая женщина- космонавт и т. д., много космических энциклопедий.
На первом этапе мы познакомили детей с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К. Циолковским и С. Королевым.
С помощью видеороликов мы формировали представление детей о Солнце, как ближайшей к Земле звезде. Расширили представление о том, как происходит смена дня и ночи.
Следующим этапом стало представление о солнечной системе, количестве известных планет, вращающихся вокруг Солнца. Беседовали о восьми крупных небесных телах, которым присвоен статус планеты. Знакомили детей с каждой планетой по порядку. Рассматривали иллюстрации, изучали особенности строения и внешнего вида.
Более подробно познакомили детей с третьей по удаленности от Солнца планетой, на которой мы живем. Формировали представления детей об уникальности нашей планеты, условиях, которые сделали возможным возникновение на ней жизни: удаленность от солнца, наличие атмосферы, воды.
Далее наши занятия были посвящены естественному спутнику Земли - Луне. Обратили внимание детей, на меняющуюся форму луны, рассказали о причинах смены фаз луны, их периодичности.
Для лучшего усвоения знаний по данной теме, мы использовали видеоролики, мультфильмы, чтение художественной литературы, проводили с детьми различные беседы, рассматривали иллюстрации. На занятиях продуктивной деятельности: рисовали «Ракету», «Комету», «Звездное небо», делали аппликации «Планеты Солнечной системы», «Звезда по имени Солнце», «Телескоп», книжки – самоделки «Мое созвездие», «Мой гороскоп», лепили «Инопланетянин», «Космический корабль», «Солнце», конструировали ракету из бумаги.
Интересными были для детей дидактические игры «Дополни словечко», «Восстанови порядок в Солнечной системе», «Найди лишнее», «Собери картинку», «Отгадай планету» и другие.
Следующим этапом было познакомить детей с профессией космонавт, астроном. Расширить знания о подготовке к полёту, одежде, питании космонавтов. Уточнить знания о первооткрывателе космоса - Юрии Гагарине. Расширить знания о первом полете человека в космос, воспитывать чувство патриотизма, гордости за своих соотечественников.
Для педагогов нашего сада, мы разработали «космический мини-квест» по познавательному развитию «Возвращение созвездия». Воспитанники проходили космические испытания и вернули звезды на небосвод.
Итогом работы нашего кружка была проведена викторина «Всё о Космосе». Она прошла весело, и дети получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, но совсем нелегких «космических» эстафетах, конкурсах, показать все свои необычные работы.
Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.
Ожидаемые результаты к концу года:
• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос».
• Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе кружковой работы;
• Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Возможность поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки по теме «Загадочный космос».
Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, использовании различных форм, принципов, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса, вполне доступно овладели представлениями о космическом мире, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей. Ознакомление с космосом играет большую познавательную и воспитательную роль в жизни дошкольников.
Литература
1. Алексеева И. В. Удивительный мир астрономии. Санкт-Петербургская академия постдипломного образования, 2010.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006.
3. Скорлупова О. А. Покорение космоса. – 2-изд. – СМ. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
4. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли : Беседы, досуги, рассказы. М. : ТЦ Сфера, 2011.