Зоя Родина
Знакомимся с математикой посредством игры и сказки. Конспект занятия «День рождения Прямой Линии»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с математикой через игру и сказку
«День рождения Прямой Линии»
(занятие в старшей группе)
Дефектолог: Родина Зоя Геннадьевна
МДОУ №12 п. Мирный
Задачи
• Формировать представление о геометрических понятиях (прямая линия, отрезок и луч)
• Упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счет
Публикация «Знакомимся с математикой посредством игры и сказки, Конспект занятия „День рождения Прямой Линии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Точка и линии
- Темочки
• Учить проводить с помощью линейки отрезок, прямую линию, луч
• Закреплять понятия о геометрических фигурах и их свойствах
• Развивать логическое мышление, смекалку, речь, зрительную и тактильную память, воображение
• Способствовать формированию мыслительных операции (элементарного анализа, сравнение и синтеза)
• Воспитывать самостоятельность, интерес к математическим занятиям
Предварительная работа:
1. Игры с «Блоками Дьеныша»
2. Игра «Да нет -ка» ( классификация представлений о живой природе: мир насекомых)
3. Индивидуальные занятия
Оборудование: открытка – приглашение, замок Геометрии, изображение паука, паутина с цифрами, карточки с кодом для игры Блоки Дьеныша, тактильная повязка, геометрические фигуры для игры «Отгадай фигуру», линейка, простой карандаш, альбомный лист для каждого ребенка.
Проводится психогимнастика: дети становятся в круг и берутся за руки, приветствуя друг друга. На доске нарисована Точка знакомая детям по предыдущим занятиям.
Дефектолог: Здравствуйте, ребята. Королева Линии приглашает Вас на бал в честь своего рождения. Вы знаете цифры, фигуры, любите заниматься математикой. Поэтому она и приглашает вас в Геометрическое королевство. Получите билет на поезд. На нашем месте будет лежать блок, закодированный в нашем билете. Счастливого пути!
Проводится игра с «Блоками Дьеныша» (Поезд). Каждому ребенку дается карточка с кодом (цвет, форма, размер). Ребенок расшифровывает ее и находит место в поезде, где лежит соответствующий блок. Предлагаются задания разной сложности: высокий уровень- дети прочитывают код и находят фигуру противоположную закодированной, средний- прочитывают код и находят фигуру, низкий- прочитывают код вместе с группой или педагогом.
Дефектолог: Все нашли свои места? Проверяем. Поднимите и покажите мне билет и блок. Молодцы! Все правильно прочитали код.
Дети убирают материал под стульчики.
Дефектолог: А сейчас наш поезд проезжает через туннель. В туннеле он сделает остановку, и к вам присоединяться новые пассажиры. Это геометрические фигуры. Скажите, ребята, в туннеле светло или темно?
Дети: Темно
Дефектолог: А как можно сделать так, чтобы сейчас нам стало темно?
Дети высказывают предложения.
Дефектолог: Я предлагаю надеть тактильную повязку. Всем темно, как в туннеле.
Проводится игра «Отгадай фигуру». Педагог раздает геометрические фигуры. Дети на ощупь, называют фигуру после того как услышат свое имя. Затем все снимают повязку и проверяют себя.
Дефектолог: Поезд наш прибыл на конечную станцию. Нам осталось только по тропинке дойти до замка Геометрии.
Проводится физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (Дети подскакивают на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке (Дети подскакивают на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим (Бегут на месте)
На лужайке на лужайке
Мы попрыгаем как зайки (Прыгают на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем
К замку мы пешком пойдем (Идут на месте)
Проводится игра «Да – нет» Дефектолог задумывает объект – это паук, дети начинают задавать вопросы. Дефектолог отвечает только «да» «нет»
Дефектолог: Как вы думаете, зачем он к нам пришел?
Дети высказывают предположения.
Дефектолог: Он притаился и хочет испортить праздник. Посмотрите, паку успел сплести паутину. В нее уже попались гости королевы Линии. Надо спасти их, Что же нам делать?
Дети высказывают предположения.
Проводится игра «Цифры» цифры на паутине написаны хаотично дети должны назвать их по порядку.
Дефектолог: Молодцы! А вот и сама именинница (рисует на доске прямую линию)
Прямая это дама очень упряма
Она всегда идет прямо
И от точки и до точки,
Несмотря на мох и кочки,
Безо всякой проволочки,
Остановки и отсрочки,
Как ни думай, ни крути,
По кратчайшему пути.
Прямо в сети паука попала именинница. Обрадовался паук лапки потирает. Прямо по линии ползет, хочет ее начало найти. Полз, полз, устал, а начало Прямой Линии найти не смог. Тогда решил паук конец ее найти пополз в обратную сторону. Как вы думаете, найдет ли он конец Прямой Линии.
Дети: Нет у прямой линии нет ни начало, ни конца.
Дефектолог: Правильно, рассердился паук, трудно всеми лапками управлять. Давайте попробуем.
Проводится пальчиковая гимнастика «Паучок». Кисть ребенка- паучок, он ползает, передвигая каждый пальчик/, проговаривая «первая лапка, вторая лапка, третья и т. д.»
Дефектолог: Подумал паук и решил отрезать кусочек Линии. Щелкнул своими лапками два раза и отрезал часть Линии с одной и с другой стороны. Только не знал паук законов геометрии и очень удивился, когда перед ним вместо королевы Прямой вдруг Отрезок появился. (Рисует отрезок на доске) Отрезок похож на прямую линию, только его длина ограничена точками. У отрезка есть начало и конец.
Храбрый юноша Отрезок сразу же бросился королеву Линию из паутины спасать. А паук, не долго, думая решил еще раз Линию разрезать, только теперь не два раза щелкнул лапками, а один. И, как и в первый раз, вместо прямой линии другой храбрец появился - Луч. (Рисует луч к на доске)
Луч тоже похож на прямую линию, только с одной стороны, а с другой как и отрезок ограничен точкой. Луч имеет начало, но не имеет конца.
Как только Луч увидал паука сразу же грозно сказал : Уходи паук, да не порти на праздник. Пришлось пауку из замка Геометрии быстро уползать, а Луч в след ему сказал : Ты наш замок покидай, больше к нам не приползай! Так его Луч до самых границ королевства и проводил. Обрадовались обитатели замка, что все хорошо закончилось и стали королеву Линии поздравлять. Давай и мы сделаем ей подарок. Нарисуем наших героев а поможет нам линейка.
Дети рисуют герое сказки.
Дефектолог: А теперь нарисуйте линию, которую можно продолжить вправо и влево до бесконечности. Она называется…
Дети: Прямая (рисуют)
Дефектолог: Линию, которая имеет начало и конец. Она называется…
Дети: Отрезок (рисуют)
Дефектолог: Линию, которая имеет начало, но не имеет конца. Ее называют…
Дети: Луч (рисуют)
Дефектолог: Молодцы! На сегодняшнем балу в замке Геометрии мы узнали много нового и интересного про его жителей. А с кем мы познакомились?
Дети отвечают
Дефектолог: Вам понравилось путешествие? Бал продолжается, но нам пора возвращать в детский сад и знакомится с новой игрой.