Вануйто Евгения Нядмовна
Конспект комплексного занятия по экологии в старшей группе «Знакомая и незнакомая соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по экологии в старшей группе
Тема: «Знакомая и незнакомая соль»
Цель: Ознакомление детей со свойствами соли через детское экспериментирование. Программное содержание: • Дать детям представление о значении соли в жизни человека. • Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности (сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, солёная, растворяется в воде, в солёной воде предметы не тонут). • Испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом. • Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. • Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, интерес и любовь к родному краю, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы. Оборудование:
Публикация «Конспект комплексного занятия по экологии в старшей группе „Знакомая и незнакомая соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Сундучок с различными видами соли (поваренная, йодированная, морская). • Тарелочки с солью для опытов, сырые куриные яйца, ложки, стаканы, влажные и сухие салфетки.
• Слайды, проектор. Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем вкруг, поздороваемся друг с другом. (Приветствие) Вместе с детьми: - Здравствуй правая рук, Здравствуй левая рука. Здравствуй друг, здравствуй друг Здравствуй, здравствуй, дружный круг! Воспитатель: Ребята, хотите поиграть?
Игра называется: «Передай улыбку по кругу» Воспитатель: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (воспитатель улыбается, рядом стоящему ребенку, передает улыбку в ладошке, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.). - Молодцы, ребята!
Ребята, ребята а что эта за волшебная коробочка? А чтобы узнать, что в ней находиться нам нужно отгадать загадку, слушайте внимательно. Воспитатель читает загадку: Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль) Воспитатель: Правильно! Это соль. - Ребята, скажите, для чего нужна соль? (ответы детей)
Воспитатель: - Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Сегодня мы с вами поговорим о соли как настоящие ученые - исследователи. Воспитатель: Вы знаете, что соль бывает разная : (достаю из сундука поваренную соль и показываю детям). В пищу мы используем поваренную соль, посмотрите, потрогайте и скажите, какая она на ощупь? – ответы детей. Еще бывает йодированная соль (достаю из посылки йодированную соль). Она нужна для того, чтобы наш организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда, готовят вам кушать дома, мамы используют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, повторите еще раз - как эта соль называется? (дети повторяют). Также бывает соль «Экстра», посмотрите и скажите, какая она (мелкая). Вся эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма. Но также вы должны знать, что в больших количествах соль для организма становится вредной. Воспитатель: слайды
Соль добывается разными способами, посмотрите на экран (показываю слайды). Каменную соль добывают в соляных шахтах. Например, в Оренбургской области. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх. Также соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали в ручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов. А йодированная соль – это поваренная соль, но только потом на заводе в нее добавляют йод. Воспитатель: Ребята, скажите только человек употребляет соль? (ответы детей). Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец. Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю слайды). Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается. Но есть соль, которую используют как косметическое средство (достаю из посылки морскую соль и показываю детям) это морская соль.
Воспитатель: Морскую соль добавляют в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления. Что – то мы засиделись, давайте поиграем. Физминутка
Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов. Воспитатель: Я вам буду называть блюда, в которые кладут соль и те, в которые не кладут. Если вы услышите название блюда, в которое кладут соль, - хлопаете. Не кладут – топаете. Варенье, уха чай, борщ, компот, вареная картошка, мармелад винегрет, шоколад, жареная рыба,, кисель. Воспитатель: Отдохнули, молодцы! Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Прежде чем приступить к исследованию я вам расскажу о технике безопасности. С солью работаем аккуратно, если потрогали соль руками, глазки ручками трогать не надо! Перед нами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета? Дети: Белая. Воспитатель: А теперь попробует соль на вкус Марианна, и скажет вам ребята, какая она на вкус? (Соленая). Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах? Дети: Нет. Воспитатель: А теперь возьму ложку, наберу из стаканчика соль, и буду сыпать ее в тарелку. Что мы видим? Дети: Соль сыпется, значит, она сыпучая. Воспитатель: А теперь давайте подведем итог, что мы можем сказать о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая) Воспитатель: А сейчас перейдем с вами к проведению опыта. Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим соль под лупой! На что она похожа? (ответы детей). Ребята, как вы думаете, соль в воде растворяется? (ответы детей). Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью немного воды, что вы видите? Соль не растворилась, а куда же делась вода? (она впиталась). Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу.
А теперь (Марианна Х) нальёт стакан с солью воды и размешает ее (выполняет задание).
Воспитатель: Куда же делась соль? Дети: Она растворилась. Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод? Дети: Если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает, а если налить много воды в соль, она растворяется. Воспитатель: (яйцо должно быть вареным) А теперь давайте проведем другой опыт. Перед вами стоят стаканы с соленой водой, которую добавила соль Марианна. Пометим, этот стакан синим кружком. А другой стакан с пресной водой не отмеченный поставим рядом с соленой водой. Возьмем яйцо и опустим его в пресную воду. Что мы видим? (яйцо утонуло). Теперь возьмите другое яйцо и опустите его в соленую воду. Что мы видим здесь? (яйцо плавает). Что можно сказать в итоге этих опытов? (в соленой воде предметы не тонут). Ребята, наша работа в лаборатории закончена, вы многое узнали. Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали о соли? (ответы детей). Вам понравилось наше занятие? А что из нашего занятия вам понравилось больше всего? Все ребята сегодня молодцы, узнали очень много нового и интересного о соли.
Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются.
Рефлексия. Я приготовила для вас еще один сюрприз (показываю соленое тесто, но вам из этого теста нужно будет передать свое настроение в виде смайлика). Если у вас хорошее настроение, выберем улыбающегося смайлика, если плохое настроение, возьмите грустного смайлика. Молодцы ребята! Вам понравилось наше занятие? А что из нашего занятия вам понравилось больше всего? Все ребята сегодня молодцы, узнали очень много нового и интересного о соли.