Нина Белозерцева
Значимость развития эмоционального интеллекта в процессе социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период в развитии ребенка является важным этапом активного познания мира. И только через непосредственный контакт с социумом возможно воспитать всесторонне и гармонично развитую личность.
Следует отметить, что век прогресса внес много изменений в воспитательно-образовательный процесс. К основным из них можно отнести безграничное информационное поле, в котором существует современное общество. Данный факт имеет и положительные, и отрицательные стороны. К последним следует отнести увеличение психо-эмоциональной нагрузки на детей дошкольного возраста. Волна раннего развития с рождения далее переходит в тенденцию к интеллектуальному развитию старших дошкольников.
Публикация «Значимость развития эмоционального интеллекта в процессе социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Таким образом, следует обратить большее внимание на развитие эмоциональной сферы. По словам Л. С. Выготского и А. В. Запорожец, - «воспитание не сводится к обучению ребенка совокупности известных знаний и умений, а необходимо предполагает формирование эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами, нормами».
Преобладание у ребенка эмоций в восприятии мира, осмыслении всего окружающего, делает эмоциональную сферу базовой основой формирования личности. Все, что дает педагог, усваивается и становится личностно значимым только тогда, когда все это входит и закрепляется в сфере эмоциональных отношений. Кроме того, успех личности в современных условиях зависит именно от умения позитивно справляться с трудностями: воспринимать свои чувства (гнев, печаль, страх, радость и т. д., идентифицировать их, контролировать. Поэтому воспитателю очень важно в своей деятельности использовать методики для развития эмоционального интеллекта детей. Формируя способность управлять собой, понимать других людей, идти на компромисс, педагог закладывает основы успешной социализации ребенка, результатом которой становится гармоничное развитие личности. Многие отечественные психологи (Л. И. Божович, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец и др.) придерживаются именно такой точки зрения: формирование эмоций человека является важнейшим условием развития его как личности.
Понятие «эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году. Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции; регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением.
В своей работе мы придерживаемся точки зрения российского психолога Д. В. Люсина. Он рассматривает эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Модель включает в себя три элемента:
-когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);
-представления об эмоциях (как о ценностях, важном источнике информации о себе самом и о других людях и т. п.);
-особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность).
Многие современные исследователи, разделяя мнение о необходимости изучения проблемы эмоционального интеллекта, предлагают обсуждать ее в более широком контексте. Речь идет о рассмотрении эмоционального интеллекта через призму общих социальных способностей как их неотъемлемой части. В своей работе мы использует методы развития эмоционального интеллекта прежде всего для развития и совершенствования навыка коммуникации. На практике используем такие игры, как «Царевна-Несмеяна» (преодоление негативных эмоций, игра в эмоции (развиваем самосознание, игра «Думай и дыши красиво» (развиваем самообладание). На наш взгляд, развитые коммуникативные навыки являются залогом успешной социализации, и как следствие, развития гармоничной личности ребенка. Одним из основных принципов нашей педагогической деятельности мы определили согласование функционирования эмоциональной сферы и интеллекта. Таким образом, мы создаем условия, где ребенок может успешно выполнять любые формы деятельности. За счет этого формируется эмоциональная стабильность, которая играет большую роль в дальнейшем успешном обучении в школе. Поэтому, приоритетной целью нашей работы является развитие эмоционального интеллекта детей, так как на его основе происходит формирование психологической готовности к школе и профилактика кризиса семи лет, что позволяет ребенку более продуктивно перейти на следующую ступень социализации.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Учение об эмоциях// Собр. Соч. Т. 4. М., 1984
2. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. Соч. Т. 4. М., 1984
3. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте// Социальный интеллект. Теория измерения. Исследования. //Под ред. Ушакова Д. В., Люсина Д. В., М., 2004.
4. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. -М., 1985
5. Разумейкин. ру