Яшнова Елизавета Валерьевна
Значимость профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Патриотическое воспитание – процесс формирования патриотического сознания, которое в основном, осуществляется в подростковом и юношеском возрасте. [1] Это предполагает наличие у человека уже определенного социального опыта и знаний об окружающей социальной действительности. [2] В то же время, социально-культурная среда включает в себя определенные конкретно-чувственные элементы – территорию, язык, народ, произведения искусства, которые должны не только осознаться, но и почувствоваться. Это позволяет предположить возможность патриотического воспитания и на более раннем этапе развития человека – в дошкольном возрасте. [3]
Публикация «Значимость профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Сегодня система дошкольного образования ориентирована не только на формирование определенной системы знаний, умений и навыков, но и на развитие базовых способностей, социально-культурных и гражданско-нравственных детерминант поведения.
Рассмотрев государственные приоритеты и актуальные проблемы современного дошкольного образования можно сказать, что одним из важнейших направлений реализации его содержания является патриотическое воспитание. Данное направление должно быть ориентировано на формирование и развитие у детей дошкольного возраста таких качеств личности, которые в дальнейшем позволят каждому ребенку стать полноценным участником общественной жизни, активным гражданином и патриотом своей страны. Система патриотического воспитания в детском саду должна способствовать реализации триединой задачи – образования, воспитания и развития, позволяя осуществлять полноценную социализацию детей.
В дошкольном возрасте патриотическое воспитание имеет свои особенности. Это отмечено и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, и оно связано с формированием представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, ознакомление с профессиями. [5] Важность патриотического воспитания детей дошкольного возраста отмечается и в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
В то же время, образовательная практика ориентирована, в большей степени, на решение зaдач патриотического воспитания только в дни особо значимые для нашего народа (9 мая, 23 февраля).
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения является одной из актуальных задач образовательных организаций нашей страны. Эффективность работы по воспитанию патриотизма у дошкольников предполагает соответствующий уровень профессиональной компетентности педагогов в этой области воспитательно-образовательной работы.
Профессиональная компетентность является ключевым понятием для характеристики педагогической деятельности. Согласно исследованиям В. В. Косарева, А. П. Крючатова, Н. Н. Лобановой профессиональная компетентность определяется качеством деятельности педагога, а также выражается в устойчивом характере деятельности, в способности, в условиях нестабильности, в различных трудностях объективного и субъективного характера, находить адекватное и рациональное решение возникающей педагогической проблемы, которое обеспечивает целенаправленное педагогическое действие, учитывающее широкий спектр его последствий. [4]
В. А. Адольф обосновывает, что профессиональная компетентность воспитателя выступает решающей предпосылкой решения педагогом культурно-образовательных задач и саморегуляции его личности. Профессионально компетентный педагог обладает высокоразвитыми умениями взаимодействия, умениями мобилизовать знания в нужный момент и применять их в деятельности, развитой педагогической рефлексией. Он предлагает структурно-уровневую модель профессиональной компетентности, включающую мотивационный, целеполагающий и содержательно-операционный компоненты.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить основные критерии профессиональной компетентности воспитателей в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста : интеллектуально-педагогическая компетенция, операциональная компетенция и регулятивная компетенция. Основываясь на критерии, мы разработали показатели профессиональной компетентности в области патриотического воспитания детей (см. таблица 1).
Таблица 1– Критерии и показатели профессиональной компетентности в области патриотического воспитания детей
Критерии показатели
Интеллектуально-педагогическая компетенция -знание содержания методов патриотического воспитания дошкольников;
-знание о формах работы по патриотическому воспитанию дошкольников, о средствах патриотического воспитания;
-знание истории родного края.
Операциональная компетенция
-умение планировать содержание программы по формированию
патриотических знаний у дошкольников;
-умение организовывать педагогический процесс формирования патриотизма у дошкольников (применение форм, методов и средств).
Регулятивная компетенция
-наличие желания повышения своей профессиональной компетенции в области патриотического воспитания детей;
-готовность педагогов к саморазвитию.
Таким образом, под профессиональной компетентностью педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста мы понимаем сформированность интеллектуально-педагогической, операциональной и регулятивной компетенций, которые обеспечивают эффективность целенаправленной деятельности воспитателя по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Методическая работа в ДОО должна быть ориентирована на решение задач повышения профессионального мастерства каждого педагога, становления творческого потенциала педагогического коллектива, повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОО будет проходить на высоком уровне только в том случае, если педагог обладает достаточным уровнем знаний, умений и навыков, профессионально компетентен в области патриотического воспитания.
Воспитание патриотизма будет наиболее эффективным, если оно
осуществляется при взаимодействии всех педагогов ДОО с семьями воспитанников, так как именно такое тесное сотрудничество может помочь наиболее полно сформировать в ребенке такие черты характера, которые помогут ему в дальнейшем стать уважаемым человеком и достойным гражданином общества.
Список литературы
1. Дьяченко, В. В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01/ В. В. Дьяченко. - М., 2003. - 388 с.
2. Захарова, Л. М. Своеобразие воспитания патриотических чувств у дошкольников на современном этапе [Текст] / Л. М. Захарова // Патриотическое и гражданское воспитание в образовательной системе региона: проблемы и пути их решения: материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Т. Б. Табардановой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – с. 25.
3. Захарова Л. М., Котлякова Т. А. Региональные ценности в содержании дошкольного образования//Детский сад от А до Я. 2014. № 2 (68). С. 44-53.
4. Лобанова, Н. Н. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя системы повышения квалификации и переподготовки специалистов как условие совершенствования их образования / Н. Н. Лобанова // Профессиональная педагогическая компетентность преподавателя системы повышения квалификации и переподготовки специалистов: проблемы, поиск, опыт / СПб. - 1992. - С. 12-19.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ