Лучший педагог года

Значимость профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Яшнова Елизавета Валерьевна
Значимость профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание – процесс формирования патриотического сознания, которое в основном, осуществляется в подростковом и юношеском возрасте. [1] Это предполагает наличие у человека уже определенного социального опыта и знаний об окружающей социальной действительности. [2] В то же время, социально-культурная среда включает в себя определенные конкретно-чувственные элементы – территорию, язык, народ, произведения искусства, которые должны не только осознаться, но и почувствоваться. Это позволяет предположить возможность патриотического воспитания и на более раннем этапе развития человека – в дошкольном возрасте. [3]

Публикация «Значимость профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сегодня система дошкольного образования ориентирована не только на формирование определенной системы знаний, умений и навыков, но и на развитие базовых способностей, социально-культурных и гражданско-нравственных детерминант поведения.

Рассмотрев государственные приоритеты и актуальные проблемы современного дошкольного образования можно сказать, что одним из важнейших направлений реализации его содержания является патриотическое воспитание. Данное направление должно быть ориентировано на формирование и развитие у детей дошкольного возраста таких качеств личности, которые в дальнейшем позволят каждому ребенку стать полноценным участником общественной жизни, активным гражданином и патриотом своей страны. Система патриотического воспитания в детском саду должна способствовать реализации триединой задачи – образования, воспитания и развития, позволяя осуществлять полноценную социализацию детей.

В дошкольном возрасте патриотическое воспитание имеет свои особенности. Это отмечено и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, и оно связано с формированием представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, ознакомление с профессиями. [5] Важность патриотического воспитания детей дошкольного возраста отмечается и в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.

В то же время, образовательная практика ориентирована, в большей степени, на решение зaдач патриотического воспитания только в дни особо значимые для нашего народа (9 мая, 23 февраля).

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения является одной из актуальных задач образовательных организаций нашей страны. Эффективность работы по воспитанию патриотизма у дошкольников предполагает соответствующий уровень профессиональной компетентности педагогов в этой области воспитательно-образовательной работы.

Профессиональная компетентность является ключевым понятием для характеристики педагогической деятельности. Согласно исследованиям В. В. Косарева, А. П. Крючатова, Н. Н. Лобановой профессиональная компетентность определяется качеством деятельности педагога, а также выражается в устойчивом характере деятельности, в способности, в условиях нестабильности, в различных трудностях объективного и субъективного характера, находить адекватное и рациональное решение возникающей педагогической проблемы, которое обеспечивает целенаправленное педагогическое действие, учитывающее широкий спектр его последствий. [4]

В. А. Адольф обосновывает, что профессиональная компетентность воспитателя выступает решающей предпосылкой решения педагогом культурно-образовательных задач и саморегуляции его личности. Профессионально компетентный педагог обладает высокоразвитыми умениями взаимодействия, умениями мобилизовать знания в нужный момент и применять их в деятельности, развитой педагогической рефлексией. Он предлагает структурно-уровневую модель профессиональной компетентности, включающую мотивационный, целеполагающий и содержательно-операционный компоненты.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить основные критерии профессиональной компетентности воспитателей в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста : интеллектуально-педагогическая компетенция, операциональная компетенция и регулятивная компетенция. Основываясь на критерии, мы разработали показатели профессиональной компетентности в области патриотического воспитания детей (см. таблица 1).

Таблица 1– Критерии и показатели профессиональной компетентности в области патриотического воспитания детей

Критерии показатели

Интеллектуально-педагогическая компетенция -знание содержания методов патриотического воспитания дошкольников;

-знание о формах работы по патриотическому воспитанию дошкольников, о средствах патриотического воспитания;

-знание истории родного края.

Операциональная компетенция

-умение планировать содержание программы по формированию

патриотических знаний у дошкольников;

-умение организовывать педагогический процесс формирования патриотизма у дошкольников (применение форм, методов и средств).

Регулятивная компетенция

-наличие желания повышения своей профессиональной компетенции в области патриотического воспитания детей;

-готовность педагогов к саморазвитию.

Таким образом, под профессиональной компетентностью педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста мы понимаем сформированность интеллектуально-педагогической, операциональной и регулятивной компетенций, которые обеспечивают эффективность целенаправленной деятельности воспитателя по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Методическая работа в ДОО должна быть ориентирована на решение задач повышения профессионального мастерства каждого педагога, становления творческого потенциала педагогического коллектива, повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что патриотическое

воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОО будет проходить на высоком уровне только в том случае, если педагог обладает достаточным уровнем знаний, умений и навыков, профессионально компетентен в области патриотического воспитания.

Воспитание патриотизма будет наиболее эффективным, если оно

осуществляется при взаимодействии всех педагогов ДОО с семьями воспитанников, так как именно такое тесное сотрудничество может помочь наиболее полно сформировать в ребенке такие черты характера, которые помогут ему в дальнейшем стать уважаемым человеком и достойным гражданином общества.

Список литературы

1. Дьяченко, В. В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01/ В. В. Дьяченко. - М., 2003. - 388 с.

2. Захарова, Л. М. Своеобразие воспитания патриотических чувств у дошкольников на современном этапе [Текст] / Л. М. Захарова // Патриотическое и гражданское воспитание в образовательной системе региона: проблемы и пути их решения: материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Т. Б. Табардановой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – с. 25.

3. Захарова Л. М., Котлякова Т. А. Региональные ценности в содержании дошкольного образования//Детский сад от А до Я. 2014. № 2 (68). С. 44-53.

4. Лобанова, Н. Н. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя системы повышения квалификации и переподготовки специалистов как условие совершенствования их образования / Н. Н. Лобанова // Профессиональная педагогическая компетентность преподавателя системы повышения квалификации и переподготовки специалистов: проблемы, поиск, опыт / СПб. - 1992. - С. 12-19.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

План работы МО педагогов ДОО «Коллаборация педагогов дошкольной организации и родителей в области воспитания дошкольников»План работы МО педагогов ДОО «Коллаборация педагогов дошкольной организации и родителей в области воспитания дошкольников» Методическое объединение педагогов МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» Октябрьского района Тема: «Коллаборация педагогов дошкольной организации.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач ДОУ. С помощью ИЗО деятельности малыш может познакомиться с народными.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значимость профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2024 в 19:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значимость профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Яшнова Елизавета Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД