Вероника Петанова
Значение собственного имени в «Я-концепции» ребенка 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Значение собственного имени в «Я- концепции» ребенка 4-6 лет
Дошкольный возраст, по Леонтьеву- это период первичного фактического формирования личности ребенка. Важную роль играет ведущая игровая деятельность, которая имеет коллективный характер. В игре ребенок формирует модель поведения, «самость», самооценку, собирает в единое целое Я - концепцию.
Я - концепция – представления ребенка о себе; познания и оценка самого себя через отдельные образы в различных ситуациях, идентификация себя среди социума.
Публикация «Значение собственного имени в „Я-концепции“ ребенка 4–6 лет» размещена в разделах
Выделяют следующие аспекты «Я-концепции» :
-основная «Я-концепция», общие представления ребенка про свою личность;
-временное «Я», которое зависит от настроения, ситуации, переживаний;
-социальное «Я» - представления личности про мысли других людей;
-идеальное «Я». «Я» может быть реалистичным, завышенным, заниженным.
Я-концепция в возрасте 4-6 лет еще слабо структурирована и обладает в этот период пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком,самосознание которого только начинает пробуждаться,приводит к тому,что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции. Главный позитивный результат развития ребенка является достижение чувства независимости. Начиная с 4 лет у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать. Энергичной и настойчивой становится когнетивная деятельность ребенка, главной движущей слой которой является любознательность. Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную активность ребенка.
С самого раннего детства (младенчество) ребенок идентифицирует себя с собственным именем. Позже имя включается им в «Я-образ» и используется как средство самоактуализации. Ребенок бурно реагирует на неточность произношения своего имени и добивается верного обращения.
Реакция ребенка на свое имя является показателем особенностей развития Я-концепции. Если ребенку нравится его имя,он обычно и сам себе нравится, и наоборот. Началом формирования Я-коцепции совпадает с моментом обнаружения того факта,что у ребенка есть имя. Изучением формирования Я-концепции занимались такие ученые как Р. Бернс, С. Крайг, С. Г. Якобсон и другие.
Р. Бернс выдвигает гипотезу о роли имени и именования в развитии Я-концепции. Самосознание ребенка основывается на отличении себя от других. Главным в создании «Я» как социального обьекта является его идентифицирование, а одним из способов этого служит именование.
Асоциируя себя с именем в следствии межличностного вербального и невербального общения со сверстниками и взрослыми ребенок проходит стадию самоосознавания и формируется аспект «Я и мое имя» .Ответственность родителей и педагогов заключается в том чтобы «сформировать «указатель» в самопроявлениях ребенка».т. е. называть имя ребенка требуется в сравнительной, ласкательной, порицающей форме. Так,обращение к ребенку «умница» создает соответствующий Я-образ,и ребенок будет стремиться поддерживать его истинность. С. Крайг предполагал, что представления человека о самом себе должны быть согласованными (не противоречащими друг другу,либо произойдет фрагментация личности,и человек будет страдать от смешения ролей.
Основным условием для успешного развития Я-концепции ребенка является,как подчеркивал К. Роджерс,удовлетворение его потребности в позитивном внимании.
В развитии Я-концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия : ребенок осознает особенности своего тела,свои физические возможности,идентифицирует себя с полом,воспринимает себя членом социальной группы.
Основными новообразованиями становятся проявления эмпатии и самоконтроля,которые в свою очередь определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка.