Марина Сотникова
Педагогическое значение игрушки в воспитании и развитии ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
Главная особенность игрушки - в ней, в обобщенном виде, представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок играя, воспроизводит те или иные действия.
Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества.
Публикация «Педагогическое значение игрушки в воспитании и развитии ребенка,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
В педагогической литературе существуют разные подходы к классификации игрушек : по содержанию, форме, внешнему виду, по назначению для разных видов игр и др. А. С. Макаренко все игрушки делил на 3 типа : игрушка готовая, механическая, или простая (автомобили, пароходы, мишки и др.); игрушка полуготовая, которая требует от ребенка некоторой доработки (картинки, кубики, конструкторы и др.) и игрушка-материал (глина, песок, картон, дерево, и др.). Педагог считал, что у каждого типа игрушек есть свои положительные качества и недостатки.
Е. А. Аркин классифицировал игрушки по тематике и видам игр: сенсорные, подвижные, производственные и технические, военные и охотничьи, общественные и бытовые, конструктивные, образные.
Е. А. Флерина группирует игрушки на сюжетные или образные, моторно-спортивные, и тренировочные, строительно-конструктивные, дидактические и творческо-трудовые игрушки (полуфабрикаты для игрушек-самоделок)
В современной литературе чаще встречается Классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.
Сюжетно-образные игрушки : куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр. Развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.
Дидактические игрушки : матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрез-ные картинки). Забавные игрушки : с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами. Предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, мозаика, настольные и печатные игры).
Игрушки-забавы – предназначены для развлечения, представляют собой смешные фигурки людей (клоун кувыркается на вертикальной лестнице) или животных (клюющая курочка).
Спортивные или Моторные игрушки : мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки. Предназначены для реализации задач физического воспитания и способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики;
Музыкальные и театральные игрушки : игрушки имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (музыкальные шкатулки, дудки, гармошки, бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности (куклы-бибабо, куклы-марионетки, наборы сюжетных фигурок, маски, музыкальные – предназначены для развития музыкального слуха. ; театрализованные – служат для разыгрывания сценок.
Технические игрушки : водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др. Вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями (управляемые машинки).
Строительно-конструктивные игрушки наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крышы); смешаный строительный материал.
Игрушки-самоделки : из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; игрушки-самоделки – сделаны самими детьми и их родителями. Дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.
Игровое оборудование составляет целиком обособленную группу - и представляет собой приспособления и конструкции для игр на участке детского сада.
Требования к игрушкам :
- они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;
- содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;
- иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;
- соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;
- должны быть безопасными и гигиеничными;
- развивать познавательные интересы, активизировать общение;
- приучать к коллективной деятельности, воспитывать организа-торские способности;
- пробуждать творческое воображение, изобретательность.