Лилия Скрябина
Значение самомассажа при работе с дошкольниками с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Скрябина Л. Н., учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР-детский сад №16», г. Ливны
Как известно, полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи. Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослыми. Практика показывает рост детей с ТНР в группах компенсирующей направленности. Одним из самых распространённых расстройств речи является дизартрия. По данным за 2014-2017 годы среди воспитанников с нарушениями речи нашей ДОО 86-92% составляют дети, страдающие дизартрией с различной степенью выраженности.
Публикация «Значение самомассажа при работе с дошкольниками с дизартрией» размещена в разделах
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание дифференцированного артикуляционного массажа с гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев также с общей и лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Однако техника логопедического массажа предполагает наличие специальных навыков, соответствующего оборудования, времени, которых зачастую не хватает многим специалистам. Поэтому в своей работе мы используем приёмы самомассажа.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией. Он способствует активации кровообращения в области губ и языка. Ребёнок самостоятельно выполняет приёмы самомассажа, демонстрируемые учителем-логопедом.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
При обучении детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Процедура самомассажа нами проводится, как правило, в игровой форме по определё нной схеме: массаж головы, мимических мышц лица, мышц губ, языка.
Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. После освоения детьми приёмов самомассажа движения выполняются под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном темпе. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию, что в целом способствует формированию чувства ритма, имеющего в своей основе моторную природу.
Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущения дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить удовольствие.
В нашей практике логопедической работы использование приёмов самомассажа весьма эффективно в силу нескольких причин. В отличие от логопедического массажа, самомассаж проводится не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж в нашей группе применяется многократно в течение дня, с включением его в различные режимные моменты. В группе нашей ДОО самомассаж проводится после утренней гимнастики и дневного сна. Самомассаж также включается в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа предваряют либо завершают артикуляционную гимнастику.
Самомассаж мышц лица способствует укреплению мышц щёк, губ, круговой мышцы рта. При гипертонусе мышц выбираются упражнения для расслабления органов артикуляционного аппарата, при вялости – массаж на их укрепление. Все упражнения включают в себя приёмы поглаживания, растирания, разминания и поколачивания (пальцевой душ). Проводятся и упражнения с применением массажных мячей, шариков. При этом все используемые материалы строго индивидуальны и обрабатываются антисептическими средствами. Дети перед сеансом тщательно умываются, моют руки с мылом. Ногти должны быть чистыми, коротко подстриженными.
Также нами используются некоторые виды артикуляционных упражнений наряду с приёмами самомассажа : «Шарик» (надувание и втягивание щёк, «Хлопушка» (после надувания щёк слегка хлопнуть по ним кулаками, при этом воздух с шумом вырывается наружу).
Для укрепления тонуса губ выполняются следующие упражнения:
• «Смешная песенка» – указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б…»
• «Индейцы» – широко открывая рот, произносить звук «А» и одновременно похлопывать ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.
• «Помада» – обводить губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У», третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И».
• «Расчёска» – слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и поскоблить её нижними зубами.
• «Прятки» – втянуть губы так, чтобы снаружи они стали не видны, а затем выпустить их.
При самомассаже мышц языка с нашими воспитанниками применяются приёмы поглаживания, похлопывания его губами, покусывания зубами:
Язычок погладим ласково губами,
А затем похлопаем губами.
И погладим ласково зубами,
И похлопаем бережно зубами.
Известно, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Помимо самомассажа органов артикуляции нами систематически проводятся упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук. Это сухие бассейны, массажные мячики, горошины, су-джок-терапия, прищепочный массаж и самомассаж.
Детьми выполняются специальные кинезиологические упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки», «Ухо – нос», «Колечки».
Как показывает проводимый нами мониторинг, самомассаж является действенным методом при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Он увеличивает результативность коррекционной работы с дошкольниками, страдающими дизартрией. Приёмы самомассажа вызывают стойкий интерес у детей, так как проводятся в игровой форме, подготавливают речевой аппарат малышей и развивают речь.