Светлана Сдельникова
Методические рекомендации для педагогов «Значение беседы в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов
«Значение беседы в работе с дошкольниками»
Вопрос о применении разнообразных методов и форм в обучении дошкольников является одним из существительных. Словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно – образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких – либо явлений. Беседу целесообразно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Как показывает практика, такой активный метод сравнительно мало применяется в детских садах. Это связано главным образом с тем, что воспитателей затрудняет ряд вопросов, а именно:
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- какой программный материал необходимо давать методом беседы;
- как удержать внимание детей до конца беседы, не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов;
- как привлечь всех к активному участию.
Во многих случаях беседы проводятся эпизодически, носят формальный характер и протекают при недостаточной активности детей.
Использование беседы в педагогике
Вопросы методики беседы освещались неоднократно в педагогической литературе в разное время и с разных позиций. Разработанный в глубокой древности Сократом и Платоном метод беседы применялся при обучении юношества риторике и логике. Позднее этот метод использовался в школьном обучении. Со времён Яна Коменского и И. Г. Песталоцци встал вопрос о применении беседы в дошкольном воспитании, но чаще всего на практике беседы выливались в чисто словесное сообщение детям знаний.
Большое значение беседе придавала Е. И. Тихеева – российский педагог, один из создателей дошкольной педагогики в России. Она считала ее одним из ценнейших приемов развития речи детей, подразумевая под беседами организованные, планово проводимые занятия, цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путем слова знания детей. Специальное исследование, посвященное изучению бесед как метода обучения маленьких детей в условиях детского сада, в первые послевоенные годы проводила Е. И. Радина. Основной задачей было выяснение значения бесед в расширении детского кругозора, уточнение понятий, развитие мышления и навыков речи. Результатом работы стало единодушное признание за методом беседы важности и ценности как в деле умственного и нравственного воспитания, так и речевом развитии детей.
Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее и глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее.
В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно.
Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки детей к школьному обучению.
С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе ребенок учится ясно выражать свои мысли в слове, учится слушать собеседника. Она имеет важное значение для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.
В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания, но и средством социально – нравственного воспитания.
Содержание беседы
Весьма важный вопрос: какое же конкретное содержание целесообразно давать детям методом беседы?
Неудачи воспитателей часто объясняются тем, что путем беседы они стараются сообщить детям совершенно новый и часто трудный материал. А ведь высказывать свои суждения о сложных, мало знакомых явлениях непросто даже взрослому человеку, имеющему богатый жизненный опыт. Поэтому заведомо новый материал разумнее давать детям в повествовательной форме, используя прием дробления новой информации, предъявляемой в процессе беседы. Эта информация вводится небольшими частями – сегментами; в одном высказывании педагог дает только одну порцию нового, дальше в процессе беседы опирается на субъективный опыт детей, в нужный момент обогащая их новыми знаниями.
Такой прием в педагогической риторике называется «сегментация речи». Чем успешнее применяется этот прием на занятии, в процессе беседы, тем точнее и легче детям понять и усвоить новый материал. Беседы лишь тогда протекают живо, непринужденно, будят мысль ребенка, удерживают его внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту ребенка.
И так, с ребенком надо прежде всего говорить о знакомом и близком ему. Чувственный опыт детей и сопровождающее этот опыт поясняющее слово взрослого формируют конкретное понятие ими действительности. Но не надо забывать, что современные дети живут не в условиях замкнутого семейного уклада, а в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Телевидение, радио, компьютер, познавательная детская литература, газеты, журналы, богатая общественная жизнь, которую современный ребенок наблюдает непосредственно на улицах, -- все это рано расширяет круг представлений и понятий нынешнего дошкольника, будит в нем новые интересы. В связи с этим в наших условиях с детьми старшего дошкольного возраста становится возможным беседовать о таком содержании, с которым он в своем непосредственном окружении не сталкивался. Конечно, знания, полученные в этих беседах, будут самыми элементарными, но они расширят кругозор детей.
Чем меньше ребенок, тем больше должны быть связаны беседы с его непосредственными наблюдениями. С детьми до 5 лет тематика бесед должна быть очень конкретной и касаться самых близких им явлений и предметов. Уточняя посредством бесед представления детей об известном материале, надо в то же время помнить, что простая констатация хорошо знакомых фактов не дает никакого толчка для прогрессивного развития мысли ребенка. А вот беседа со старшими дошкольниками, например, о стуле и его составляющих частях заранее обречена на неудачу, так как ребенок 5-7 лет в процессе жизненных наблюдений не раз видел стул, его спинку, ножки, сиденье, и беседа, расчленяющая этот стул на части, ничего в сознании ребенка не прибавит. Не следует делать предметом обсуждения то, что и так освоено.
В беседе не только уточняются детские знания, в ней ребенок получает новый материал или воспитатель преподносит знакомое ему в новом аспекте. Так, например, в беседе о зимующих птицах дети, кроме известного им факта о том, что часть птиц улетает, а часть остается, они узнают о причине этого явления. Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.
Определение места беседы в воспитательно – образовательном процессе
Правильно определить место беседы в воспитательно- образовательном процессе детского сада – серьезная проблема, которая требует своего решения. Часто на практике беседа превращается в стержень, вокруг которого строится вся работа с детьми. При этом с ними предварительно проводится работа, связанная с наблюдениями и экскурсиями, рассматриванием иллюстраций, чтобы дать пищу для беседы. После нее обязательно идет закрепление полученных впечатлений путем рисования, лепки, изготовления макетов, заучивания стихов, песен, чтения рассказов. Даже игры подчиняются общей теме, которая длится порой несколько дней и недель. Ведь дань комплексности отдавали в свое время и отдают многие детские сады, осуществляя тематический подход к организации педагогического процесса или работая по «проектам» или «цепи целевых занятий». Тематичность всех занятий суживает возможности педагогической работы, заслоняет живую действительность, ведет к отрывочности получаемых детьми впечатлений. Отработав «тему», воспитатели редко возвращаются к ней повторно. Впечатления, полученные о том или ином явлении, не закрепляются и не повторяются в последующем. За время проработки той или иной темы внимание детей на занятиях, в играх и других видах совместной детской деятельности фиксируется на определенном, ограниченном круге явлений и отрывается от других, иногда очень важных впечатлений. Многие вопросы обсуждаются с детьми от случая к случаю, воспитатель не возвращается к полученным ранее представлениям, не закрепляет их частым повторением. Такая «лоскутность» впечатлений не обеспечивает твердого усвоения знаний и навыков, открытого общения. Познавательный материал лишь тогда оставляет глубокий след, когда он дается систематически, когда впечатления как бы наслаиваются одни на другие и не отрываются от жизни.
Беседы имеют место в процессе накопления детьми знаний – во время экскурсий и наблюдений. Как показала практика, до наблюдений детям очень трудно высказывать свои суждения и такие беседы сводятся преимущественно к даче воспитателем объяснений. Во время наблюдений дошкольники поглощены новыми впечатлениями и высказываются лаконично. Большей частью это возгласы удивления, восторга или вопросы, адресуемые педагогу. Сам воспитатель своими вопросами и замечаниями руководит процессом наблюдения. Наиболее успешно беседы протекают непосредственно после того, как дети во время экскурсий, наблюдений или после прочтения педагогом рассказов получили новые впечатления.
Итак, беседа органически связана с повседневной жизнью ребенка в детском саду и семье, не может превратиться в отработанную тему
Материал, данный в ней, должен оставить глубокий след в сознании ребенка. Чтобы это произошло, необходимо предложить ребенку активную позицию, когда он не только наблюдающий и слушающий, иногда отвечающий, но и действующий, активно общающийся.