Оксана Гудыменко
Значение предварительной работы при организации сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
1
Дошкольный возраст - это возраст игры. Всем известно, что дети дошкольного возраста много и с удовольствием играют. Они намного легче понимают задание взрослого и воспринимают новую информацию, если они преподносятся им в игровой форме. Все педагоги знают о важности игры в жизни дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра – основная форма игры детей дошкольного возраста. В сюжетно – ролевой игре дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воспроизводят их действия и взаимоотношения.
Публикация «Значение предварительной работы при организации сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В игре между детьми устанавливаются не только ролевые, но и вполне реальные отношения, которые стимулируют их к общению.
Виды сюжетно-ролевых игр :
1. Игры, которые содержат бытовые сюжеты («Семья», «Дом», «День рождения» и т. п.)
2. Игры в профессии («Транспорт», «Дом быта», «Парикмахерская»)
3. Патриотические игры («Война», «Космонавты», «Пограничники»)
4. Игры по сюжетам литературных произведений
5. «Режиссерские» игры (кукольный театр)
2
Каждой СРИ присущи свои особенности и во время игры ребенок их развивает
Значение сюжетно – ролевой игры в развитии дошкольников
1. Соблюдение четких правил.
2. Социально – коммуникативное развитие.
3. Развитие речи.
4. Эмоциональное развитие.
5. Развитие познавательного интереса.
5. Интеллектуальное развитие.
6. Развитие творческих способностей и воображения.
И так как тема моей презентации, «значение предварительной работы в организации сюжетно – ролевых игр» то мы более углубленно поговорим о ней.
3
Предварительная работа должна строиться не только с учетом того, какой вид игры выберут сами дети, но и какой вид подходит именно для конкретного детского коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Именно поэтому нужно использовать комплексный подход к организации СРИ.
4
Предварительная работа в организации сюжетно – ролевой игры имеет решающее и первостепенное значение. Недостаточно просто научить детей играть или распределить роли и заучить с детьми слова и фразы из сценария игры. Важно сформировать представление о том, во что и как дети будут играть, инициировать желание играть именно в эту игру. Поэтому, педагогам при подготовке к сюжетно – ролевой игре можно посоветовать использовать разнообразные методы и приемы взаимодействия с детьми.
Виды совместной деятельности педагога и детей при подготовке к сюжетно – ролевой игре
1. Беседы по теме игры.
2. Экскурсии и походы.
3. Чтение художественных произведений.
4. Тематические занятия.
5. Сюжетное и предметное рисование, аппликация, лепка.
6. Дидактические и настольные игры
7. Театральная деятельность (инсценировка и драматизация сказок).
8. Рассматривание предметных и сюжетных картинок и составление рассказов по ним.
Я расскажу о своем опыте.
Когда в нашу группу перевели малышей то главной целью стало научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам и для этого необходимо использовать сюжетно-ролевые игры.
К старшему возрасту у детей наступает расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети начинают играть более уверенно, самостоятельно. Если раньше малыши с удовольствием принимали воспитателя в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя.
Положительных результатов в работе мы добились, действуя в тесном контакте с родителями. В группе мы оформляли папки передвижки «Играют дети»
Провели ряд консультаций: «Малыши начинают играть», «Малыши и его игрушки», «От скуки на все руки». «Играйте вместе с детьми». Родительские собрания.
Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимают все рекомендации, что очень помогает нам в работе.
В зависимости от того, какой вид игры выбран педагогом и детьми, какие поставлены воспитательные и развивающие задачи, и будет выстраиваться предварительная работа.
В группе для проведения СРИ должна быть создана предметно- развивающая среда которая наполнена всеми необходимыми игрушками и предметами. Однако для развития игры не достаточно только хорошего оснащения группы, необходимо еще наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, получить которые можно по средствам совместной деятельности педагога и детей.
В своей работе мы используем различные формы и методы работы при обучении детей сюжетно-ролевым играм. Например:
Обучая детей СРИ по профессии мы с детьми рассматриваем иллюстрации, беседуем по теме, читаем художественную литературу: Б. Заходер «Строители», «Шофёр», дети отвечают на вопросы.
В своей работе по обучению сюжетно-ролевым играм мы используем тематические видеоэкскурсии. 5
Это помогает нам наглядно показать детям, что делают люди данных профессий на своем рабочем месте.
6 Так же мы приглашаем родителей, которые работают врачами, строителями и др., для беседы игры с детьми.
Данные методы работы являются эффективными и актуальными в нашей деятельности. После того, как дети увидят, что делает повар, врач на работе, они могут без помощи взрослого воспроизвести подобные действия в своей игре.
16
Четко выстроенная педагогом предварительная работа способствует :
- расширению представлений об окружающем мире;
- совершенствованию монологической и диалогической речи детей;
- знакомству детей с трудом взрослых, с характерными особенностями разных профессий;
- расширению представлений о труде взрослых;
- уточнению представлений детей о признаках и назначении некоторых бытовых предметов и т. д.
- умению детей комфортно жить в коллективе.