Елена Панова
Методическая разработка «Использование развивающих игр при изучении математики с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
В. А. Сухомлинский.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта человека играет математика.
Публикация «Методическая разработка „Использование развивающих игр при изучении математики с дошкольниками“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
C каждым днем, математика становится все более необходимой огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
По мнению авторов программы «Детство» проблемно-игровая технология логико-математического развития позволяет добиться от ребенка положительного, творческого результата. Ребенок не ограничен в экспериментировании, выборе своих действий, проявлении эмоций. Ему необходима только помощь со стороны взрослого (при необходимости подсказать, принять участие в действии). Активность ребенка стимулирует и необходимость каких-либо действий именно в данный момент (сравнить, измерить, взвесить и т. д.)
Средства проблемно-игровой технологии:
• Логические и математические игры
• Логико-математические и сюжетные игры
• Проблемные ситуации и вопросы
• Экспериментирование и исследовательская деятельность
• Творческие задачи вопросы и ситуации.
2. ВЛИЯНИЕ ИГР НА ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ.
Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.
Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка: становится тверже рука, гибче тело, вернее глаз. Детьми осваиваются средства познания: эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, вес, моделей, образов (представлений, речи. Они овладевают различными способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом и др., накапливают опыт, развивают мышление, сообразительность и смекалку.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Принципы организации игр (С. А. Шмаков) :
• Отсутствие принуждения
• Развитие игровой динамики
• Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей
• Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности
• Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Работая в детском саду, мы всегда ставим перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Проводя занятия, я заметила, что некоторые дети редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.
При проведении среза знаний, мною были выявлены дети, особо нуждающиеся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры.
Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. В настоящее время математические и логические игры очень разнообразны:
1. Настольно печатные игры: «Цвет и форма», «Логический домик», «Сосчитай», «Игровой квадрат» и др.
2. Игры на объемное моделирование: «Кубики для всех» («Уголки», «Собирай-ка», «Загадка», «Тетрис», и др.
3. Игры на плоскостное моделирование: головоломки – «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис», и др.
4. Игры из серии «Кубики и цвет» : «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно» и др.
5. Игры на составление целого из частей: «Дроби», «Чудо-цветик» и др.
6. Игры-забавы: перевертыши, лабиринты, на замену мест и др.
Для себя я разделила все дидактические игры на несколько групп:
• Игры с цифрами и числами
• Игры путешествие во времени
• Игры на ориентировки в пространстве
• Игры с геометрическими фигурами
• Игры на логическое мышление.
3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ.
3.1. ИГРЫ С ЦИФРАМИ.
В настоящее время я продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.
Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало», «Сколько», «Путаница», «Исправь ошибку», «назови соседей», дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут», «составь цифру», «Кто первый назовет», «Какой игрушки не стало», и многие другие, я использую на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игра «Считай не ошибись», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т. д.
3.2. ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ.
В старшей группе познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета.
Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Я рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры приглашаю 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д.
Затем, усложняла игру тем, что дети перестраивались, начиная с любого другого дня недели.
Использовала разнообразные игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
3.3. ИГРЫ НА ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку», - “Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, – “к нам прилетал волшебник и принес в подарок игрушки. Но он решил пошутить, и поэтому спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти. ”
Распечатываю конверт читаю: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т. д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т. е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.
Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров» и многие другие игры. Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.
3.4. ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.)
С целью закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводила игру типа «Лото». Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую я демонстрировала. Затем, предлагала детям назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с детьми, я поняла, что дети, вновь пришедшие в детский сад плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними я занималась в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные.
Опираясь на полученные ранее знания, я познакомила детей с новым понятием ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК. При этом использовала имеющиеся у дошкольников представления о квадрате. В дальнейшем, для закрепления знаний, в свободное от занятий время, детям давала задания нарисовать на бумаге разные четырехугольники, нарисовать четырехугольники, у которых все стороны равны, и сказать как они называются, сложить четырехугольник из двух равных треугольников и многое другое.
В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Положи каждую фигуру на свое место», «Подбери по форме», «Чудесный мешочек», «Кто больше назовет».
Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.
Перед началом игры детей делю на две команды. Командам даю задания, например:
• Составление изображения предмета из геометрических фигур
(работа по готовому расчлененному образцу)
• Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
• Работа по собственному замыслу (просто человека)
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
К каждому занятию стараюсь изготовить новую интересную таблицу. А некоторые таблицы использовала несколько раз, но давала уже более сложные задания, различные по цвету, форме и величине. Задание такого характера:
• Назовите самый большой треугольник?
• Какого цвета самая маленькая фигура?
• Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т. п.
Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий время, только геометрические фигуры были разложены на столе или на полу. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.
3.5. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
Кроме этого давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
В дальнейшем перешла на отвлеченные предметы. Детей очень увлекают игры типа: «Кого не хватает». Предлагаю детям представить, какой формы могут быть космические существа. Затем показываю плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит срез знаний.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.