Ольга Вержбицкая
Значение раннего сенсорного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Публикация «Значение раннего сенсорного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
В дом ребенка я пришла работать в январе 2001 года. На каждого ребенка я завела карту нервно-психического развития, где отмечены как достижения ребенка, так и его отставание в развитии. В соответствии с этими картами я провожу занятия или индивидуальную работу в свободное от занятий время. Для занятия я беру одного - двух детей, если материал повторяется, то двух - трех.
Занимаясь с ребенком, я всегда помню, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными, малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного вида деятельности к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда малыш видит новые и яркие предметы, но также легко и пропадает. Поэтому при организации развивающих игр - занятий я использую три правила.
1. Не давать малышу для постоянного пользования игрушки и пособия, с которыми буду проводить игры, чтобы у него не пропадал интерес к ним.
2. Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения.
3. Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими, не более 3-5 минут, но я всегда стремлюсь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца.
В своей работе я использовала следующую литературу: «Сенсорное воспитание в детском саду» под ред. Н. Н. Подъякова; «Воспитание сенсорной культуры ребенка» под ред. Л. А. Венгера; «Занятия по сенсорному воспитанию» Э. Г. Пилюгиной; «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г. С. Швайко под ред. В. В. Гербовой.
В этих книгах содержатся рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Авторы предлагают систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов. А так же показано место сенсорного воспитания в педагогическом процессе кА на занятиях, так и в повседневной жизни, раскрыто содержание и определены методы его в различных видах детской деятельности: рисовании, лепке, конструировании, труде и т. п.
Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать требуют специального обучения по определенной системе.
Основной метод сенсорного воспитания детей - это обследование.
Обследование - это специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной деятельности.
Я использую основные методы обследования.
1. Восприятие целостного образа предмета.
2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина, цвет и т. д.).
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа).
4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным
5. Повторное целостное восприятие предмета.
Обучение обследованию я провожу с учетом возрастных различий
детей.
Детям младшего возраста я предлагаю для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более мягким.
Ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера.
Планомерное развитие у детей восприятия и представление о цвете, форме и величине предмета осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности, конструированию и родному языку.
Особое значение я отвожу дидактической игре. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи я ставлю перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не только в процессе учебной деятельности, а и в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования, достижений результата).
Важное значение я отвожу упражнениям с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и т. д.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие определенной формы и др., позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.
Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами мелких игрушек и предметов, подобранных по определенным качествам (форме, величине и др., чаще всего я включаю в
занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Я забочусь о том, чтобы у каждого ребенка был необходимый материал, и дети правильно с ним действовали.
Я считаю, что эффективность занятий по сенсорному развитию повысигея, если они будут учить детей не только общепринятому употреблению предметов, но и исследовательскому отношению к ним.
Нужно показывать детям новое, игровое применение предмета, побуждая ребенка к поиску своих вариантов, выявления его новых свойств, развивать речь и воображение.
Игровые сюжеты я подбираю в зависимости от имеющихся игрушек. Например: желтая белочка собирает желтые орешки (орешки — крупная мозаика, кукла в синем платье села в синюю машину, красной матрешке подбираем красный платочек.
Содержание игровых приемов я изменяю и расширяю в зависимости от уровня развития детей. Однако непременными должны оставаться два условия. Во-первых, занятия при всей их вариативности должны обеспечивать усвоение детьми навыков и умений, предусмотренных «Программой.». Поэтому на втором занятии только повторяю с ребенком освоенные действия и учу малышей переносить эти действия на новые предметы, в новые условия. И лишь на третьем занятии после повторения программного материала я провожу обыгрывание и обследование других свойств данного предмета. Во-вторых, производя какие либо действия, я стараюсь, чтобы ребенок сопровождал их речью.
В группе очень много материала по сенсорному воспитанию. Он накапливался не один год. Основная часть материала была куплена в магазинах. Некоторый материал изготовлен своими руками.
Я изготовила следующие пособия.
1 «Чудесный мешочек». Мешочек выполнен из кусочков ткани
основных цветов. К нему подобраны мелкие игрушки
соответствующих цветов (колечки, кубики, шарики, уточки, рыбки).
2. Сшила платья для четырех кукол (красное, желтое, синее, зеленое). В группе есть набор посуды соответствующего цвета и
размера (чашки, блюдца, ложечки).
Дидактическая задача: закреплять умение группировать предметы по цвету. Иногда провожу игры «Напоим кукол чаем».
3. Сшила коврик «Найди место котенку». На коврике изображена большая кошка, пришиты четыре кармашка основных цветов, а у котят соответствующего цвета бант.
Дидактическая задача: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету.
4. Коврик, состоящий из четырех частей разного цвета. На нем пришиты пуговицы. Из цветной кожи вырезаны цветы соответствующего цвета.
Дидактическая задача: учить детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Развивать мелкую мускулатуру рук путем надевания цветочков на пуговицы.
5. Коврик, состоящий из четырех частей разного цвета. В каждой части есть кармашек, который застегивается на замочек, пуговицу, липкую ленту, шнурок. К этому коврику подобраны мелкие игрушки соответствующего цвета.
Дидактическая задача: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету. Коврик иногда использую в форме игры «спрячь игрушку в кармашек соответствующего цвета».
После проведенной мной работы я увидела следующие результаты: у Детей накопился чувственный опыт в процессе практических действий с предметами, появились начальные представления о предметной Действительности, которые будут уточняться и качественно углубляться на
соответствующих цветов (колечки, кубики, шарики, уточки, рыбки).
2. Сшила платья для четырех кукол (красное, желтое, синее, зеленое). В группе есть набор посуды соответствующего цвета и
размера (чашки, блюдца, ложечки).
Дидактическая задача: закреплять умение группировать предметы по цвету. Иногда провожу игры «Напоим кукол чаем».
3. Сшила коврик «Найди место котенку». На коврике изображена большая кошка, пришиты четыре кармашка основных цветов, а у котят соответствующего цвета бант.
Дидактическая задача: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету.
4. Коврик, состоящий из четырех частей разного цвета. На нем пришиты пуговицы. Из цветной кожи вырезаны цветы соответствующего цвета.
Дидактическая задача: учить детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Развивать мелкую мускулатуру рук путем надевания цветочков на пуговицы.
5. Коврик, состоящий из четырех частей разного цвета. В каждой части есть кармашек, который застегивается на замочек, пуговицу, липкую ленту, шнурок. К этому коврику подобраны мелкие игрушки соответствующего цвета.
Дидактическая задача: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету. Коврик иногда использую в форме игры «спрячь игрушку в кармашек соответствующего цвета».
После проведенной мной работы я увидела следующие результаты: у Детей накопился чувственный опыт в процессе практических действий с предметами, появились начальные представления о предметной Действительности, которые будут уточняться и качественно углубляться на
соответствующих цветов (колечки, кубики, шарики, уточки, рыбки).
2. Сшила платья для четырех кукол (красное, желтое, синее, зеленое). В группе есть набор посуды соответствующего цвета и
размера (чашки, блюдца, ложечки).
Дидактическая задача: закреплять умение группировать предметы по цвету. Иногда провожу игры «Напоим кукол чаем».
3. Сшила коврик «Найди место котенку». На коврике изображена большая кошка, пришиты четыре кармашка основных цветов, а у котят соответствующего цвета бант.
Дидактическая задача: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету.
4. Коврик, состоящий из четырех частей разного цвета. На нем пришиты пуговицы. Из цветной кожи вырезаны цветы соответствующего цвета.
Дидактическая задача: учить детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Развивать мелкую мускулатуру рук путем надевания цветочков на пуговицы.
5. Коврик, состоящий из четырех частей разного цвета. В каждой части есть кармашек, который застегивается на замочек, пуговицу, липкую ленту, шнурок. К этому коврику подобраны мелкие игрушки соответствующего цвета.
Дидактическая задача: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету. Коврик иногда использую в форме игры «спрячь игрушку в кармашек соответствующего цвета».
После проведенной мной работы я увидела следующие результаты: у Детей накопился чувственный опыт в процессе практических действий с предметами, появились начальные представления о предметной Действительности, которые будут уточняться и качественно углубляться на
протяжении всего последующего периода дошкольного детства. Например, Андрей Долганов, в два года, занимаясь с пирамидкой, учитывал в одном случае размеры колец, в другом — их цвет. Кирилл Андреев, в два года, собирая матрешку, определял верхнюю и нижнюю половину, правильно соотносил их по размеру, быстро соединял части игрушки. Эти дети к трем годам собирали конструкции из 3-4 цилиндров разной величины и одного цвета, или чередовали детали по цвету и по величине. То есть, дети не просто составляли башенку, а выполняли ее в системе по показу, а затем по словесной инструкции, объяснению взрослого. У Андрея Долганова к 3,5 годам было развито наглядно- образное мышление, он собирал башенку согласно рисунку.
В дальнейшем я хочу продолжить работу по этой теме. При планировании занятий я буду учитывать два фактора, влияющие на развитие познавательной активности детей, - это поддержание устойчивого ориентированного интереса к дидактическим игрушкам и возможность самостоятельно действовать с ними, в результате чего дети будут делать для себя маленькие открытия.